Десять стихотворений месяца. Октябрь 2024 г.
Все новости
КИНОМАН
21 Мая 2023, 17:00

Любимое кино: «Реальность» (2014)

Квентин Дюпье в авторском кино – фигура не особо значительная и известная, но одна из самых интересных. Электронный музыкант, переквалифицировавшийся в режиссера и ваяющий свое кино, не отталкиваясь от канонов киномира, но щедро приправляющий свои картины изрядной долей абсурда и иронии. Его «Реальность» – одна из лучший картин, достойных того, чтобы войти в мой список, позволяющая совсем по-другому взглянуть на авторское кино и на его создателей в целом. Ах да, и на реальность тоже…

Еще в своем последнем фильме Дюпье в легкой степени иронизировал над авторским кинематографом в формате – «если уж у тебя есть видеокамера, то ты уже режиссер и можешь снимать, например, свои разговоры с горячо любимой курткой, а потом фиксировать, как снимаешь куртки у других людей, потому что твоя куртка должна быть одной единственной на целой планете Земля». Или же совсем удариться в стеб, сняв в пародийной манере фильм ужасов, где убийцей предстает… автомобильная шина. Как видно, у Дюпье все хорошо с фантазией и юмором, но наиболее все хорошо у него в пределах абсурда, где могут сталкиваться совсем невероятные вещи и завязываться такие сюжеты, что хоть стой – хоть падай. Как говорит сам режиссер: «Я просто пытаюсь снимать свободное кино вне традиционных рамок. Структура сценария, развитие персонажей — вот это все меня вообще не интересует».

Надо отметить, что Дюпье более легкомыслен, чем Линч, которого тоже крайне интересует тема сновидений, связи реальности и нереальности, и пресловутые ленты Мёбиуса, в которые заворачиваются его сюжеты. У Дюпье в фильме, в принципе, нет такого качества, как «я чего-то не понял»: структура хоть и сложная, несколько раз скрученная в бараний рог, но все концы истории сходятся и закольцовываются. Единственная загадка – в интерпретации ее зрителем. В «Реальности» (чье название уже несколько отдает стебом после просмотра) Дюпье несколько даже иронизирует над концептуальным кинематографом, дает легкие оммажи Линчу и, словами одного из героев фильма – начинающего режиссера, посылает Кубрика на три буквы. И все это выглядит не как хлесткая пощечина, а любовное поглаживание щеки с дружеской шуткой: фильмы Дюпье о кино. И о любви к этому пресловутому авторскому кино. И все это под довольно авангардную композицию Филлипа Гласса «Music with changing parts», полное прослушивание которой, при ее продолжительности длиною в час, может изрядно пошатнуть рассудок.
Что такое реальность, если это сон, который тоже кому-то сниться? Как можно разобраться в том, что реально, а что нет? Если уж смотреть «Реальность» как идеальный образчик того, насколько слои реальности и нереальности проникают друг в друга, что в результате сливаются воедино, то это отличный представитель данной темы. «Реальность» – настоящая головомойка, при том довольно ироничная и крайне непредсказуемая. Может, и не мы смотрим фильм, а фильм смотрит нас? А может, Дюпье таким образом рефлексирует на тему абсурдности всего происходящего, но то, что «Реальность», – это мастерски и с душой сделанная картина, о которой, кстати, мало кто знает, факт практически полностью реальный.
Автор:Егор ОКУНЕВ
Читайте нас: