Главное отличие лишь в том, что среди подавляющего большинства моих друзей не было криминала и героина.
Схожесть проблем и интересов как-то сразу подкупила меня, заставив сопереживать героям. Мы одинаково не принимали окружающую действительность и старались по возможности отгородиться от нее: наихудшая стратегия взаимодействия с реальностью. Мы чувствовали себя аутсайдерами, а тут про таких же добровольных изгоев сняли кино, ставшее мировым хитом, маркером поколения, родившихся в 80-е годы.
Согласно исследованию, проведенному компанией HMV, "На игле" был признан лучшим английским кинофильмом за последние 60 лет, самой кассовой лентой 1996 года и культовым кино последующих двух десятилетий.
Экранизация скандального романа привлекает внимание темой молодости. В ней бурлит одуряющая энергия пробуждающейся силы, которая по сюжету фильма, к сожалению, уходит паром в свисток.
Главный герой дилогии – Марк Рентон – увлекается музыкой, философией, политикой, искусством. Считает, что героин – его осознанно принятая альтернатива стандартному и скучному существованию обычных людей. И вместе с тем периодически он пытается слезть с иглы и пробует все доступные методы.
После продажи крупной партии наркотиков Марк предает своих лучших друзей, выкрав у них всю прибыль от сделки. Он понимает, что его наркозависимые друзья, знакомые ему с детства, тянут его вместе с собой на дно. Он задыхается в их кругу, они мешают ему измениться и двигаться вперед. И бросая своих друзей, он сжигает таким образом мосты к старой привычной жизни, к людям, с которыми он так много пережил.
Действие второй части происходит спустя двадцать лет.
Все, что встречается человеку на его жизненном пути в молодости, в пору наибольшей впечатлительности, – будь то люди, музыка, книги, фильмы, увлечения – остается с ним навсегда и составляет самые яркие воспоминания. Так и Марк Рентон испытывает период серьезных жизненных перемен: перенесенная болезнь сердца, предстоящие развод и потеря работы. Он возвращается к своим корням, к старым друзьям, к обломкам прошлого.
Он смог начать новую жизнь в Амстердаме и победил героиновую зависимость, но прошлое не отпускает его: что-то очень важное осталось для него там, где прошли детство и юность. С ностальгией и чувством вины перед своими лучшими друзьями он возвращается в родной Лейт – портовый пригород Эдинбурга, в попытке исправить былые ошибки.
В фильме присутствует множество трогательных сцен, в которых показаны переживания героев, связанных с горьким чувством вины и раскаяния перед теми, кого они любят, но кого не способны сделать счастливыми по причине своей зависимости.
Встреча с обманутыми друзьями начинается с упреков и драк – Мерфи и Саймон негодуют по поводу предательства Марка. Но вскоре общие воспоминания примиряют их, они снова охвачены эйфорией былой дружбы. Впрочем, Бегби – еще один старый друг Рентона, по-прежнему ищет Марка с намерением убить его, потому Марк предусмотрительно избегает с ним встреч.
Сюжет предательства повторяется и во второй части. Но у каждого предателя имеются оправдывающие его обстоятельства.
В первой части всех кинул Рентон – он хотел выбраться из среды, в которой шел на дно, во второй Мерфи – он предал, желая материально помочь жене и сыну.
Те, кто смотрел фильм в пору юности, узнает в героях второй его части себя в пору зрелости. Мы все проходим одинаковые пути взросления – от бунта до примирения с самим собой в мучительном поиске своего места в жизни, в борьбе со своими слабостями, будь то наркозависимость, лень, апатия, инфантилизм…
В одной из сцен друзья поминают Томми, своего товарища, которому Марк продал первую «вмазку», после чего Томми, став наркоманом, сгорел от наркотиков в возрасте 23 лет. Простое минутное действие – продажа первой дозы своему другу – оставило навсегда свой болезненный след на совести Марка.
На протяжении всей кинодрамы друзья часто вспоминают свое прошлое. Главные герои расплачиваются за ошибки юности, и если в первой части еще теплилась надежда, то теперь время выступает в роли судьи. Протест, обреченный на раскаяние.
Героев, несмотря на их пороки, сложно назвать отъявленными подонками. Скорее, они – жертвы потребления наркотической эпохи, когда наркотики являются таким же доступным товаром как продукты из супермаркета. Их кара за бунт – наркозависимость, от которой они в изнурительных муках пытаются избавиться.
Стоит отметить, несмотря на то, что в предисловии к фильму указано, что он снят по мотивам романа «Порно», сама кинолента к литературному первоисточнику – впрочем, как и первая часть фильма – имеет весьма отдаленное отношение. Киношные персонажи более человечны и более приближены к обычным людям, в отличие от своих маргинальных прототипов из шокирующих произведений Ирвина Уэлша.
В фильме они занимаются не только аморальными аферами, преследуя сугубо эгоистические цели, но и проявляют всем понятные человеческие эмоции, пытаются осмыслить происходящее и изменить его. И выдают приговор современному обществу, нивелирующему личность отупляющими шоу и поп-культурой. А также эпохе, в которой человеческий дух смущают сексуальные, музыкальные, рекламные раздражители, всевозможные сверхмощные кайфы, которых раньше не было.
Взрослый мир кажется героям настолько ужасным и несовершенным, что они выбирают героиновые грезы, но с годами понимают, что это не выход. В первой части монолог «Выбери жизнь» – это сарказм в сторону ценностей общества потребления и отказ от них в пользу героина. Во второй части «Выбери жизнь» – это отказ от одуряющего кайфа и зрелое принятие мира таким, какой он есть.
Выбери жизнь, какой бы скучной и отвратительной она не казалась! И сквозь тоску и грусть, и годы борьбы ты однажды поймешь, каким бесценным даром владеешь!