Все новости
КИНОМАН
3 Января , 17:00

Гога и Женя Лукашин - не современные герои?

В новогодние праздники мы в который раз будем смотреть любимые советские фильмы: «Ирония судьбы, или С легким паром», «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи»… Почему они остаются популярными многие годы? Неужели зрителям не хочется чего-то нового? Хочется, но есть ли альтернатива?

В последнее время все чаще можно услышать критические замечания в адрес советских фильмов: слишком наивные, не соответствующие реальности… Некоторые эксперты рассуждают об образах и психотипах главных героев подобного кино. Возьмем, к примеру, картину «Москва слезам не верит». Девушка приехала в Москву и медленно, но верно, шла вверх по карьерной лестнице, стала директором завода. Здесь все элементы складываются в красивую картинку: сила воли, мотивация, развитие и прочее.

А вот потом она встречает мужчину, слесаря Гогу. «Как же так? – вздыхает критично настроенный зритель, – этот человек совершенно не вписывается в прекрасную историю Золушки, которая нашла своего принца».

М-да… живет в коммуналке, имеет небольшую зарплату, выпивает, и у него грязная обувь.

Другим неказистым женихом перед нами предстает Женя Лукашин. Еще бы – безответственный малый! Пудрит мозги женщинам, легко отказывается от одной и флиртует с другой. На фоне Ипполита хирург выглядит нестабильным, излишне сентиментальным героем. К тому же он по пьяни попал в квартиру незнакомой женщины, влез в ее отношения с Ипполитом, в заключение улетел обратно домой.

В интернет-статьях встречаются вопросы: чему учат подобные картины? «Любовь зла, полюбишь и козла…»?

Может и в самом деле, мы просто так привыкли к киногероям, что уже не можем воспринимать их с критической точки зрения? И учат ли картины чему-то дурному?

Социальный статус как помеха любви

В отношении фильма «Москвы слезам не верит» у зрителя, идущего в ногу со временем, срабатывает стереотип – если женщина умная, успешная, добилась всего сама, то как она может выбрать себе мужчину, который ниже ее по социальному статусу?

В этом вопросе и кроется основная проблема нынешнего восприятия жизни. Почему-то мы перестаем философствовать, ко всему относиться с долей юмора… «Улыбайтесь, господа…», – говорил барон Мюнхгаузен у Горина. Зачем лезть в глубинные мысли режиссеров и пытаться во всем искать подвох?

На ум приходит замечательный новогодний фильм «Карнавальная ночь». Самым комичным там являлся персонаж Огурцов, который был лишен и чувства юмора, и творческих способностей. Ему так хотелось сделать из клоунов серьезных людей, а на вечер пригласить лектора-астронома.

И мы смеялись над его твердолобостью и ограниченностью. Попытка по-современному разобрать образы Катерины и Гоги выглядят также нелепо.

Недавно попалось на глаза очередное экспертное мнение сценариста, который рассуждал о фильме «Ирония судьбы, или с легким паром». И снова все та же волынка: «А вы задумывались над тем, что Женя Лукашин на самом деле, как и говорила его мама, – бабник, а Ипполит пострадавший от наглости алкоголика – человек? Да и кто такая Надя? Ветреная особа, которая предпочитает интеллигентному мужчине хамоватого Лукашина».


Шоу должно продолжаться

Почему появляются подобные размышления? Как известно, самый лучший способ поднять свой рейтинг, заполучить подписчиков – это показать нечто эпатажное, покритиковать то, что всегда считалось эталоном, вызвать смех аудитории, сделать провокацию. Этим сейчас грешат и современный театр, и кинематограф, и всевозможные шоу. Кстати, спросите зрителей, довольны ли они театральными постановками, историческими фильмами (как тут не вспомнить «Викинга» и «Матильду»), сериалами. Проверить довольство или недовольство просто – достаточно почитать отзывы на сайтах. Разве в этом случае спрос рождает предложение? Скорее, такое положение дел напоминает пословицу «На безрыбье и рак рыба».

Факт остается фактом – новых фильмов, которые хочется пересматривать снова и снова, не так уж и много. Это и понятно, задача режиссеров – поставить фильмы на поток. Снимают их как можно быстрее, тратят немыслимые деньги на спецэффекты. И цель одна – заманить нас на очередное кино года, после просмотра которого даже культурному человеку хочется выругаться.



Анна Каренина – непрактичная героиня

Вернемся к Георгию Ивановичу из фильма «Москва слезам не верит». Может ли небольшая зарплата Гоги говорить о его внутренних качествах и перспективах? Конечно, нет. К тому же, герой раскрывается перед нами как порядочный, интересный, решительный человек, имеющий качества, которые редко можно наблюдать у современных мужчин. Проводил женщину до дома, запомнил адрес, ухаживал, заботился, защищал ее дочку от хулиганов. К тому же у него много друзей, есть свои принципы. Мы можем долго разбираться в его личностных особенностях, вот только основной линией сюжета фильма являются возникшие между Катериной и Георгием Ивановичем чувства. При чем же тут разница статусов и количество комнат в квартире?

Задумаемся, как преподают сегодня в школе литературу. Именно оттуда мы, будучи учениками, узнавали о чувствах человека – какими они бывают и как герои общаются между собой – дружба ли между ними, любовь ли? К примеру, в «Анне Каренине» герои пошли против существующих в их классе устоев, потому что любили друг друга. Но если посмотреть на это глазами современного критикана, то выходит, Каренина – женщина, бросившая своего богатого мужа ради молодого любовника, лишив себя при этом общества, не особо умна. Стоило рисковать ради какого-то увлечения?

Да, что-то подобное я недавно прочитала в отзыве на книгу «Анна Каренина».

Размышлять над фильмами, безусловно, нужно, но все чаще мы рискуем дойти до абсурдных выводов, применяя сегодняшние стандарты. Картины «Москва слезам не верит» и «Ирония судьбы, или С легким паром» – это фильмы об отношениях между людьми, о любви. Георгий Иванович и Катерина нашли друг друга, создали гармоничный союз душ. Стать счастливым, а не успешным, найти любовь, а не человека с кошельком – в этом состоит смысл жизни.



Ставка на качество

Если вы обратитесь к тому самому Ютубу, то узнаете, как снимались советские фильмы. На одну роль, как правило, претендовали сразу несколько отобранных режиссером актеров. Например, роль Жени Лукашина мог бы сыграть Андрей Миронов, роль Нади – Алиса Фрейндлих, в Ипполиты рвался Олег Басилашвили. Прежде чем утвердить артистов, на роли шли многочисленные пробы, съемки. Режиссер думал, сравнивал, фантазировал, кто из них наиболее подходит. Процесс был долгим, и в конце концов рождалось интересное кино.

Как обстоит дело теперь?

На роль утверждают как правило:

1. Секс-символ – Данила Козловский, Алексей Чадов.

2. Играющего все и вся Сергея Безрукова.

3. Распиаренную западную звезду.

Вариантов много, но все они какие-то формальные, ведь ставка делается отнюдь не на прекрасную игру актеров, а на экшн, популярность, эффективность.

Мы все идем в ногу со временем, анализируем себя и все то, что нас окружает. Но хотелось бы задуматься, а не смотрим ли мы советские фильмы через призму модных тренингов и потребительского мышления?

Не важно, кто ты, – успешная, добившееся всего сама Катерина или простая учительница Надя, – важно, есть ли у тебя счастье и любовь…

Автор:Мария Ларкина
Читайте нас: