Все новости
КИНОМАН
22 Июня , 19:33

Куда улетело-исчезло доброе детское кино?

Опять захотелось сигануть в «машину времени» да слетать, флипнуть куда-нибудь туда… Наверное, где сгущёнка была вкуснее, и газировка с сиропом имела привычку стоить всего три копейки в уличных автоматах. Прямо-таки несёт меня в «бледно-серый, но наивно счастливый мирок». Мёдом его намазали что ли? На сей раз захотелось пробежаться по детским фильмам, что снимали рулонами, километрами в те «джинсовые» годы. И создавали их, как мы знаем, именно для детей.

Так! Что у нас по программе? И смотрели, скажем, на развороте газеты «Вечерняя Уфа», «Труд» желанные длиннющие колонки двух центральных телевизионных каналов. А между ними, совсем немножко, просачивалось местное региональное телевещание. Газеты испещряли анонсами телепередач, спектаклей, кинофильмов; и на целую грядущую неделю. Среди скукоты, всяких там «Музыкальных киосков», «Сегодня в мире», «Международных панорам», мы… а мы – это салажня, на губах которых молоко не обсохло, вылавливали как рыбаки, нечто обязательно завлекательное для себя. Ну, мультики – это само собой, их по чуть-чуть каждодневно показывали, если не путаю чего. Они на один зубок. Не грех и прогулять. А вот художественный фильм, да вдобавок детский – это сущий праздник. Можно от навалившегося счастья и на голове походить-попрыгать. Хотя детские фильмы преимущественно показывали по телевизору в дни школьных каникул: в осенние, зимние и, безусловно, в летние. Особо не баловали детей, когда те грызли гранит науки за школьной партой.  И нечего их отвлекать от значимых дел. Табу! А вот когда каникулы… пошла-поехала.

Гостья из будущего
Гостья из будущего

Почему-то в первую очередь, лезут из памяти уже набившие оскомину фильмы «Приключения Электроника», «Гостья из будущего», «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», и они завсегда в первых рядах. По моему скромному мнению. Они вошли в разряд культовости. Они – мастодонты того советского «спиногрызного» кино. Особенно в этом преуспел мини-сериал «Гостья из будущего», который вроде, как, фантастично «трещит-скрипит» от недостатка финансирования. Но в равной степени, всё молодое поколение оно просто заразилось будто вирусом и поразилось путешествиями во времени. Плюс, началась стремительная, бешенная «алисомания», до сего ничего подобного не случалось. Ещё придумана тьма-тьмущая всевозможных теорий по отношению к будущему 2084 года и к самому сюжету фильма, наделив его пророческими элементами. Но что говорить двадцать раз об этих кинополотнах? Наговорено, исписаны тонны бумаг, изломана куча печатных машинок, изгрызено не мало авторучек. Нет, их не внесли в список «навечно забытых», и вряд ли туда попадут. Они уже в золотой рамочке.

Завтрак на траве
Завтрак на траве

Предостаточно и других достойных киноработ, на которые стоит обратить наше пристальное внимание. Невольно на ум пришёл «Завтрак на траве» с Сергеем Прохановым. Лето словно смеётся в тромбон. И пионерский лагерь как муравейник со своими чересчур правильными традициями-правилами-законами, которые можно, оказывается, нарушать… но осторожно. А бодрые песенки, льющиеся на каждом шагу, вообще возносят фильм на небывалую высоту. М-да, про лето надо смотреть только летом, иначе взвоешь от несовместимости сезонов. Мечта о лете заест и съест с потрохами. И нельзя пройти мимо «Усатого няни» с тем же актёром. Режиссёр Владимир Грамматиков долго искал на роль лоботряса Кеши нужного актёра, умеющего ладить с детсадовской детворой. Многие приглашённые знаменитости проваливали экзамен. Грамматиков просто-напросто бросал актёров в разбушевавшуюся пучину малышни, оставляя их наедине. А Сергей Проханов… ну, он и сам «большой ребёнок», Проханов моментально овладел детской аудиторией. Он стал для детишек своим, действительной настоящей нянькой.  

Волшебный голос Джельсомино
Волшебный голос Джельсомино
Где это видано, где это слыхано
Где это видано, где это слыхано

Кто помнит вереницу сказок-фильмов с юным рыжим актёром Сергеем Крупенниковым? В конкретном случае, «Волшебный голос Джельсомино», «Весёлое сновидение, или Смех и слёзы», «Дорогой мальчик», и уморительная короткометражка «Где это видано, где это слыхано». Крупенников внёс свою нотку, нотку рыжую. И безумно жаль, что не продолжил он актёрскую карьеру. Его четыре весомые работы стоят чуть в сторонке. Как фонарный столб, отбрасывающий свой специфический свет, лучик.

Летние впечатления о планете Z
Летние впечатления о планете Z
Приключения в каникулы
Приключения в каникулы

Вразрез идёт игривая интерпретация в жанре фантастики, из годов восьмидесятых, кинокартина «Летние впечатления о планете Z». Задор, смех сквозь смех, непривычно уморительный школьный учитель Сергей Шакуров в роли Палыча. Душевно наивный… хотя все фильмы были по-своему наивны. Отсюда, наверное, и стелется лёгким флёром необъяснимое умиление, ностальгия. Фильм чем-то похож на чешский мини-сериал «Приключения в каникулы», который не раз показывали по центральному телевидению. Там и там инопланетная «субстанция», которая вдруг в облике ребёнка попадает к нам на Землю. И начинаются невиданные и не слыханные приключения.

В поисках капитана Гранта
В поисках капитана Гранта

Помню, как мы с друзьями перед показом какого-нибудь детского фильма (он предположим, начинал транслироваться в 14.30. по ящику), заваливались ко мне домой. Дело было летом, и чаще всего. Я слыл везунчиком – у меня же дома никого, родители на работе. Поэтому всех смело звал к себе: на дневной киносеанс. Благо и телевизор у нас цветной. И перед кинокартиной мы пускались во всё тяжкие – занимались строительством. Из стульев, а их у нас навалом, выстраивали нечто похожее на корабль или самолёт. Добавлялись два кресла. При случае в ход шёл и большой круглый стол с резными ножками. Комплект одеял, покрывал… да всё пускали в дело. Телевизор «Tauras» пораньше включали, дабы в процессе строительства, игры как таковой, не пропустить долгожданную трансляцию. Могло и такое случится. Построив «корабль», тут же затеивался заплыв где-нибудь в Тихом океане или Атлантическом. Жюль Верн нам в помощь, в качестве лоцмана. Чайки над головой кричали писклявым голоском. За штурвал вставали (садились) по очереди. Могли увлечься, пропустив нечаянно фильм. Похожее морское игрище случалось, помню, перед многосерийным мультфильмом «Приключения капитана Врунгеля» и «В поисках капитана Гранта» Станислава Говорухина. Не забыть и чуть постмодернистский фильм «Золотая цепь», где главную роль сыграл ещё мальчонком Владислав Галкин. И к этой кинокартине старательно готовились, возясь с нашей, на всё согласной, мебелью.  

Золотая цепь
Золотая цепь

Стоит заметить и не вскользь, детское кино с 70-х годов стало обретать свои индивидуальные черты, круто заворачивать в сторону и за стену, отходя от привычной палитры мейнстрима пионерии, комсомола, героики как таковой. Фильмы, в данном случае детские, перестали быть гладкими как доски. Зазвучали голоса андеграунда (если позволительно это так назвать), которые едва-едва пробивались наружу. Маловероятный, невнятный, но ощущался протест. С излишне карнавальными и клоунскими ужимками, гримасами что ли – довольно несерьёзными для социалистического строя. Сказки-цветники с иным выражением лица. С другим видением жизни.

Мама
Мама
Пеппи Длинныйчулок
Пеппи Длинныйчулок

Сказка-мюзикл «Мама», где сыграли Людмила Гурченко и Михаил Боярский. Сами костюмы волка и козлиного семейства о чём-то говорили… шёпотом. «Мэри Поппинс, до свидания» наравне с изысканными бальными танцами, незамысловатыми песенками выступала за день непослушания. Там же и «Пеппи Длинныйчулок» с «Малышом и Карлсоном, который живёт на крыше». Правда, спектакль о Карлсоне, где упитанного в меру детину изобразил Спартак Мишулин, мне в детстве совсем не понравился. Ну, никак! Карлсон получился слишком страшный, огромный и неповоротливый. Даже казалось, будто актёр находился под мухой. Жутковатая, на мой придирчивый взгляд, постановка! Мультик с голосом Василия Ливанова гораздо симпатичнее. Разве нет?!

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён

Совсем революционный, провокационный… и не заплывать за буйки, родился культурный артефакт «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Элема Климова.  И явный смелейший стёб на правление Никиты Хрущёва. И это в годы шестидесятые. И забавно, что сам фильм «кукурузному» вождю понравился. А сколько раз пытались кинокартину закрыть, сколько шишек падало на голову его создателю. Роль Кости Иночкина прославила на всю страну тринадцатилетнего Витю Косых. Потом он сыграет Даньку в «Неуловимых мстителях».

Про Красную Шапочку
Про Красную Шапочку

С холодком воспринимал я аналогичные сказки «Приключения Буратино» 1976 года и «Про Красную Шапочку» 1977 года, относя их в раздел – для малышни. Поэтому красочное, веснушчатое моё детство прошло без их участия. Однако глянул одним глазком, когда мне стукнуло лет шестнадцать. Хотя нет, не одним глазком, а всеми глазами и открытым ртом. И это в годы перестройки, когда гласность и многое позволено. В этих экранизациях имелась своя фабула «реальности-сказки». Здесь нет шаблонной «застойной» монументальности, классической раскраски из сказок Александра Роу. Здесь свой выразительный художественный язык, который ещё надлежит перевести киноведам, наверное.

Помимо «полуандеграундного» детского кино, достаточное выходило количество серьёзных, можно сказать, и печальных детских фильмов в те годы, которые оставили свой неизгладимый отпечаток… некое чёрное пятно. Они побуждали детей осмысливать происходящее. К примеру – «Подранки» Николая Губенко, «Уроки французского» по произведению Валентина Распутина, «Белый Бим Чёрное ухо» Станислава Ростоцкого, «Иваново детство» Андрея Тарковского, «Мама, я жив» Игоря Добролюбова. Отчасти эти работы сложно отнести к категории «детское кино», несмотря на то, что главные герои тут дети, а в «Белом Биме» – лопоухая собака (я этот фильм ненавидел, неужели нельзя было изменить концовку?). Фильмы ни в одном кадре не дают нам улыбнуться, ибо они сопряжены грузом тяжёлого военного-послевоенного времени, и вытянутым как струна, драматизмом. Здесь, большей частью отображены дети, которые вынуждены повзрослеть раньше времени.

Рысь возвращается
Рысь возвращается

А как веселили и радовали фильмы про животных! Бывало, мы их смотрели и в кинотеатре. После школьных уроков, я вынужден ходить в продлёнку. И нас «продленят» частенько водили в кино, и идти-то нам группой всего минут пятнадцать – до Дворца культуры Моторостроителя, до Машинки. Не раз смотрели трилогию про рысь по прозвищу Кунак: «Тропой бескорыстной любви», «Рысь выходит на тропу», «Рысь возвращается». Правда, существует ещё «Рысь идёт по следу» 1994 года, но что-то смутно его помню. Да, картина далеко не советское производство. Кто помнит почти новогодний «собачий фильм», плюс кошка по имени Светофор? Всё просто – «Жизнь и приключения четырёх друзей». И заголовок говорит сам за себя: расслабься и смотри!

Нельзя не коснуться школьной тематики. Вот, пожалуй, где огромный ворох плёночных катушек. Просто огромный шквал, водопад, океан кинокартин о школе, сюда же о вузах. Одну сотую часть невозможно назвать сразу – их слишком много. «Республика ШКИД», «Малявкин и компания», «Чудак из пятого «Б»», «Учитель пения», «Дикая собака динго», «Вам и не снилось», «А если это любовь», «Не болит голова у дятла», «Шут», «Завтра была война», «Розыгрыш», «Если верить Лопотухину…»,  «С кошки всё и началось», «Выше радуги», «Тихие троечники», «4:0 в пользу Танечки», «Баламут», «Это мы не проходили». И таким образом, бесконечно… И нет им конца.  

Выше радуги
Выше радуги

Сколько выдавали детских фильмов союзные республики? Сколько шло из дружественных социалистических стран Европы? Их же, советские детские фильмы… если взяться сейчас за просмотр по одному фильму в день – жизни не хватит. Пусть они все малобюджетные, нанизаны излишней простотой, но то они несут в себе (да, повторение) столько тепла, что им можно растопить все льды на Земле. Уверен, все кто родился в той ушедшей империи, наверняка, пересматривают иногда их сейчас со своими детьми, внуками или в полном одиночестве – но пересматривают. Кто-то и слезу роняет. Ибо больше схожего кино нет и не будет!

Владимир Грамматиков
Владимир Грамматиков
Леонид Нечаев на съёмках "Буратино"
Леонид Нечаев на съёмках "Буратино"
Александр Роу
Александр Роу
Александр Птушко
Александр Птушко
Михаил Юзовский
Михаил Юзовский

В наши дни и детской-то целой киноотрасли нет, в принципе. Нет конкретно детских режиссёров-сказочников, как Владимир Грамматиков, Александр Птушко, Александр Роу, Михаил Юзовский, Ролан Быков, Леонид Нечаев. Их нет! Хотя что-то снимают, но согласитесь, этого недостаточно. Одни семечки, на один разгрыз. И это совершено не детское кино в привычном для нас понимании, а семейное кино, где каждому достаётся по «орешку». Что-то своё умное-смешное увидит взрослый и что-то своё увидит ребёнок.  Вот если бы воссоздать (к примеру, про «Незнайку и его друзей») во всех плоскостях только детский бурлящий по-своему мир, но кто решится из нынешних режиссёров-гениев? Помните «Академию пана Кляксы» из Польши? То-то и оно!

Академия пана Кляксы
Академия пана Кляксы
Незнайка с нашего двора
Незнайка с нашего двора

Почему-то невольно вспомнился новый мультфильм «Простоквашино», или как оно сейчас называется? Не буду и в интернет заглядывать для уточнения. Попросту вспомнился кусок из него, где почтальон Печкин там начинал «новую жизнь» после пенсионной реформы. Ну, что это? И смех, и грех? Зачем такое обилие взрослых шуток? Не понимаю я этого «перетягивания каната». Бесспорно, потрясающая студия «Мельница», что пачками шлёпает про богатырей и прочие занятные мультсказки. Ничего, что я вдруг заговорил о мультфильмах?.. И не скажу, будто их продукты ужасные, не перевариваемые нашим желудком – ни в коем случае. И здорово, что наша мультипликация себя лучше чувствует, чем российское детское кино. Но мультфильмы, прошу прощения, в частности в «Трёх богатырях» наполовину (если не больше) точно не для детей, не для их ушей. Ну да, надо охватывать больше аудитории, надо больше прибыли. Но коммерция, как мы знаем, идёт своей «мрачной» тропкой. Отсутствует что-то душевное. И не принесёт больше мартышка горячий привет, и никто не измерит удава в 38 попугаев. Однако, «Смешарики» пытаются быть человечными, и не они одни. Поэтому за отечественную мультипликацию не стоит беспокоиться.

Но бедный-разнесчастный наш кинематограф не тянет, или с большущей натяжкой, тащит на своём горбу в умерщвлённом состоянии детское художественное кино, которого вероятно и нету вовсе. Пустышка! У нас есть составленная «десятка» российских детских фильмов, которую соскребли кое-как по сусекам, по углам. Можно глянуть для любопытства. Но «десяточка» вызывает какую-то хандру. Спецэффектов а-ля голливуд, а внутри наждачной бумагой скребут.

В конце концов, хочется спросить, крикнуть куда вверх, в даль, и с высокой скалы, с башни: «Куда ты улетело-исчезло доброе детское кино?»

Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас в