Летом 1862 года Чарльз Доджсон рассказал дочерям ректора Лидделла сказку-импровизацию. Девочки настойчиво просили ее записать. Зимой следующего года Доджсон закончил рукопись под названием «Приключения Алисы под землей» и подарил ее одной из сестер Лидделл, Алисе. Среди других читателей «Приключений» были дети писателя Джорджа Макдональда, с которым Доджсон познакомился, когда лечился от заикания. Макдональд убедил его задуматься о публикации, Доджсон серьезно переработал текст, и в декабре 1865 года вышли «Приключения Алисы в Стране чудес», подписанные псевдонимом Льюис Кэрролл. «Алиса» неожиданно получила невероятный успех, и в 1867 году ее автор начал работу над продолжением. В декабре 1871 года вышла книга «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса».
В 1928 году Алиса Харгривз, урожденная Лидделл, оказавшись после смерти мужа стесненной в средствах, выставила рукопись на аукционе Sotheby’s и продала ее за невероятные для того времени 15 400 фунтов. Через 20 лет рукопись снова попала на аукцион, где уже за 100 тысяч долларов ее по инициативе главы Библиотеки Конгресса США купила группа американских благотворителей, чтобы подарить Британскому музею – в знак благодарности британскому народу, который удерживал Гитлера, пока США готовились к войне. Позже рукопись была передана в Британскую библиотеку, на сайте которой ее теперь может полистать любой желающий.
На сегодня вышло более ста английских изданий «Алисы», она переведена на 174 языка, на основе сказок созданы десятки экранизаций и тысячи театральных постановок.
Алиса – один из самых узнаваемых персонажей мирового искусства. Девочка, придуманная Льюисом Кэрроллом, навсегда стала достоянием культуры, заключая в себе огромное поле для трактовок и прочтений: от больных фантазий проблемного ребёнка в игровой индустрии до эпического боевого фэнтези Disney.
Сегодня, отмечая в календаре юбилей британского классика, хочется увидеть все метаморфозы, которые сделали юную Алису другом на всю жизнь.
Конечно, чтобы найти «истинное» (если это слово здесь уместно) прочтение Алисы, нужно сперва осознать, что в конечном счёте вы хотите найти. «Страна Чудес» может представать в разных формах, что доказал нам сам Кэрролл: девочка проходит через новые эпизоды, погружаясь в мир абсурда и аллюзий, языковой игры и воображения, что создаёт твёрдый фундамент для вашего собственного пути. Вы убедитесь, что единого смысла нет, разобравшись в том, какие формы приобретала книга английского классика.
Первые фильмы по мотивам «Алисы в Стране чудес» появились ещё в самом начале двадцатого века – в эпоху немого кино. Авторство самого раннего из них, увидевшего свет в 1903 году, принадлежит Сесилу Хепуорту, считающемуся одним из основателей британского кинематографа. Продолжительность фильма составляла двенадцать минут, и в нём даже были спецэффекты: как и в сказке, на экране Алиса росла и уменьшалась. К сожалению, до наших дней дошла лишь одна копия фильма, протяжённостью в восемь минут.
По праву самой каноничной, самой красивой и самой «британской» экранизацией можно назвать фильм режиссёра Ника Уиллинга, вышедший в 1999 году. Бюджет в двадцать с лишним миллионов долларов обеспечил неплохой для телевидения тех лет видеоряд и просто невероятный актёрский состав.
Девочка Алиса волнуется, ведь ей сегодня предстоит читать стихотворение перед высокородными гостями. Малышка засыпает в саду и… дальше вы знаете. Девочка не просто становится участником приключений и заводит необычных друзей, но и… познаёт глубокую мораль, учится быть собой, не бояться трудностей и читать вслух. Каждый персонаж даёт девочке совет, как сделать своё выступление запоминающимся, давая прекрасные уроки: общение с фантастическими существами разных социальных статусов наводит Алису на мысль, что есть человек и как устроен мир. Лента 1999 года – это невероятное киноэссе, где простые мысли идеально взаимодействуют с литературной основой и языковой игрой, которой так много в самом произведении Кэрролла.
Даже визуально этот фильм – живая иллюстрация: Робби Колтрейн (Труляля и Траляля), Вупи Голдберг (Чеширский кот), Кристофер Ллойд (Белый рыцарь) и весь свет британской актёрской школы – пример настоящего идеального кастинга.
Мультфильм 1951 года стал культовым, войдя в золотую коллекцию Disney, закрепив образ белокурой фантазёрки в лазоревом пышном платьице с передником в мировом сознании навсегда. Хотя визуально данный анимационный фильм – настоящая классика, но похвастаться глубокой интерпретацией лента не может: мультик остался просто мультиком.
Одна из самых необычных экранизаций «Алисы» вышла в конце 2009 года на телеканале SyFy. В двухчасовом мини-сериале перед нами предстаёт совершенно новая Страна чудес. Она до неузнаваемости изменилась за минувшие полтора века и напоминает гротескную пародию на современное общество: организация «Белый кролик» похищает людей из реального мира, чтобы они играли в казино Королевы червей, которая питается человеческими эмоциями. Молодая женщина Алиса, преподающая дзюдо, попадает в Страну чудес, пытаясь отыскать своего пропавшего молодого человека, и вскоре примыкает к группе повстанцев, в которой состоят Шляпник, Додо и Белый Рыцарь.
Намного позже Тим Бертон – мастер готической анимации в новой экранизации усилит мрачную сторону приключений Алисы, создав взрослый мир, в котором Королева червей – это настоящий тиран. Книга, в которой мы видели маленькую девочку-фантазёра, становится предысторией для масштабного фэнтези, где Алиса должна стать рыцарем в сияющих доспехах.
Не стоит забывать и о советском многосерийном мультфильме. По мнению режиссера Ефрема Пружанского, «Алиса в стране чудес» – не самодостаточная история. Режиссер считал, что каждый читатель или зритель наделять ее должен своими смыслами. Но снимать все равно было нужно. Нужно было потому, что это был госзаказ. Мультфильм отличается особым психоделическим видеорядом, который сделал мир Алисы схожим с моментом наркотического экстаза. Тем не менее, лента была тепло принята, и даже награждена на Лондонском фестивале.
Продолжение следует…