Десять стихотворений месяца. Октябрь 2024 г.
Все новости
КИНОМАН
19 Января 2022, 17:00

Ход короля

«Ход королевы» возвысил шахматный мир в глазах тех, кто считал этот вид спорта устарелым и заурядным, несмотря на многовековую историю черно-белых фигурок. Сериал сумел показать накал, сложность исполнения и принятия решений игроком совершить ход, а также передал душевную инвалидность человека, одержимого шахматами, его одиночество и сложность существования.

Связь между игроком и партией настолько велика, что каждый элемент защиты/нападения (нужное подчеркнуть) – это не просто вариант тысяч известных партий, комбинаций и гамбитов, но и частичка темперамента, образа мысли человека. Напряжение в голове игрока можно сравнить только с нейросетью, где каждый виток – это сотни расчётов, считки тактики и логики противника, а движение фигур – железный факт, фиксированный и на бумаге во время чемпионата. Нарушить титаническое самообладание шахматиста можно разными способами: иногда атака настолько агрессивна, что защищающийся попросту начинает испытывать психологический дискомфорт, он дизморализуется и начинает хуже мыслить. Это и многое другое делает шахматы одним из самых «кровавых» и тяжелейших видов спорта, наблюдать за которым одно удовольствие – торжество ума.

Итак, мы уже убедились, что противостояние двух шахматистов в кино может быть интересно тем, кто не увлекается данным спортом. Это можно увлекательно и  грамотно подать.

Поединок между Карповым и Корчным был поистине легендарным событием в мире шахмат. Мало того что оно было политическим и воспринималось в контексте борьбы советского режима с диссидентами, но сама игра была выдающейся, по-своему революционной. Экранизировать историю битвы Карпова и Корчного решили неслучайно. Фильм ждали многие, и вот наконец-то, в канун Нового года, на экраны страны вышел «Чемпион мира» от студии «ТриТэ» Никиты Михалкова. Лента рассказывает о том самом драматичном матче в Багио в 1978 году – как заказывали.

«Чемпион мира» очень стилистически не выдержан. Шатания начинаются уже на вступительных титрах, которые выполнены в духе заставок «бондианы», но только с полным отсутствием вкуса и чувства меры: мы видим сражение белой и чёрной армий, над которыми атлантами возвышаются игроки – Корчной и Карпов. Сидоров явно пытался сделать из матча политический триллер, но у него катастрофически не хватало для этого материала.

Фильм рассказывает о противостоянии со стороны Карпова – ему посвящена большая часть времени на экране. Иван Янковский держится спокойно и решительно на главной роли: он прагматичен и холоден, как молодой истинный шахматист, чего нельзя сказать о Хабенском. Корчной (Константин Хабенский) выведен сугубо отрицательной фигурой, чуть ли не карикатурным злодеем (впрочем, и в жизни Виктор Львович не был ангелом). Лопал хот-дог во время партии, «запинал до больницы Петросяна» (явная гипербола, хотя гроссмейстеры на претендентском матче действительно пихались ногами под столом), кидался фигурами, глядишь – и ножом кого-то пырнёт! А ещё делал ставки на петушиные бои, приходил на игру со счетчиком Гейгера. Мотивация Корчного понятна: человек обменял свою жизнь на желание стать чемпионом, в то время как наглый юнец отбирает заветную возможность. Отчаяние доводит до греха, но будем честны, как справедливо замечено в фильме, Карпов победил в честной борьбе, что делает персонажа Хабенского форменным психопатом.

Корчной бежал из СССР. В 1976 году он запросил политическое убежище в Голландии. Почему? У Корчного явные проблемы с коллегами и министерством спорта. Его конфликтное поведение уже всех достало. Вообще, если копнуть в историю, с представлением Корчного у фильма явные проблемы. После бегства Корчной лишён гражданства и считается предателем в СССР. Однако он не останавливается и решает переиграть всех бывших коллег. Один за одним советские гроссмейстеры проигрывают ему. Скоро очередь доходит до звания чемпиона мира, и тут в игру должен вступить действующий чемпион – Карпов. Двойная удача: расквитаться и с главным соперником, и со страной, которую он представляет. И теперь предстоит схватка не просто двух игроков, а двух режимов. Жертва коммунизма представляет капиталистический запад, а молодой чемпион должен удержать корону в СССР.

История фильма действительно интригует и держит в напряжении. Шахматные ходы представляются либо в виде баталий, либо в виде переплетающихся синопсисов. Все смотрится свежо, интересно и зрелищно. В целом нас ждёт хорошо сделанная спортивная история по лекалам. Есть главный герой, есть злой соперник, есть множество трудностей и попытки выиграть вопреки – это классическая «спортивная драма», которую зрители видели сто раз. Герой всегда превозмогает.

Главная ошибка фильма о шахматах – это то, что вы не увидите самих шахмат. Зритель обречён наблюдать за «историческим бэкграундом»: политическая обстановка, которая (возможно) выжила Корчного из страны и грозила Карпову тем же в случае поражения на чемпионате мира. Каждый ход визуализируется с помощью анимации – фигуры оживают и превращаются в настоящих рыцарей и слонов, дерущихся на поле боя. Аниматоры буквально рисуют в мозгах молнии, которые летят от одной шахматной тактики к другой – это визуализация нейронных сетей в головах шахматистов. Но вы не узнаете в чём растёт самих игроков, потому что фильм не считает нужным рассказать, что такое «Открытая Испанка», «Дебют» и тому подобное. Фигуры на доске останутся просто фигурами, если не понимать их смысла в партии, который, кстати, был передан хорошо. Отлично поработал консультант фильма, известный шахматный историк и куратор музея шахмат Центрального дома шахматиста Дмитрий Олейников – в картине нет ляпов в шахматных поединках или оформлении шахматных сцен. Более того, происходящее на доске точь-в-точь повторяет поединки Карпова с Корчным.

Однако исторической достоверности искать в самом фильме не стоит – только попортите нервы и впечатления от не самого плохого фильма. Например: с первой своей женой Ириной Карпов развёлся во время ужасающего безлимитного поединка с Каспаровым, а в фильме его подругу зовут Вероника, но занятно, что перед решающей партией при счёте 5:5 именно она диктует Анатолию дебютный вариант Пирца – Уфимцева из домашней картотеки. Если такая путаница только в личной жизни героев, то представьте, что можно было «наворотить» в остальных аспектах! Перечислять все исторические ляпы не имеет смысла: благо, что есть интернет, и любой интересующийся сможет сам ознакомиться с документами, историческими сводками и с интервью самих гроссмейстеров.

Как у нас бывает в последнее время, фильм можно одновременно ругать и хвалить. И все же его можно назвать «выверенным»: в ленте нет чего-то необычного и сверхнового – она академична во всех смыслах, что очень удручает. Сюжет вы будете знать уже садясь в кресло зрительного зала, а сюжетные твисты читаются как слабые шахматные ходы. Несмотря на все огрехи, я бы хотел поблагодарить этот фильм и его создателей за возможность вернуться в СССР, во времена великих шахматистов.

Автор:Степан АТАМАНОВ
Читайте нас: