Ценность культуры и малой родины
Все новости
КИНОМАН
20 Ноября 2020, 19:57

Киноконь игреневой масти «Саптар»

Посмотрела я короткометражный фильм Романа Пожидаева «Саптар», порадовалась прогрессу режиссера, изумилась непонятному и нигде в фильме не объясненному названию. Закрытый показ происходил в кинотеатре «Родина». Поскольку по карантинным правилам заполняемость зала должна быть не более 30 % , многих авторы фильма пригласить не смогли. Тем более ценно свидетельство той, кто попала и посмотрела на большом экране.

Но сначала я приведу слова режиссера-постановщика Романа Пожидаева из речи перед фильмом:
«К сожалению, не получилось сделать так, как было запланировано. Мы готовили эту картину ко Дню Победы – к показу 9 мая в честь 75-летия Победы. Но символично, что показ состоялся 4 ноября в День народного единства. Все-таки сюжет фильма обусловлен такой историей дружбы людей разных национальностей – историей моего деда-фронтовика башкирского поэта Ханифа Карима. Так получилось, что это одна из небольших историй, которые услышал от него в детстве. Она мне запомнилась. И благодаря такой ясной мысли Зухры Буракаевой она предложила мне снять этот фильм – эта история воплотилась на экране. Хотя изначально планировали какую-то маленькую зарисовочку сделать. Буквально – выйти около театра и поснимать артистов. Но, слава Богу, благодаря министерству культуры и руководству киностудии «Башкортостан» получилось расширить и сделать такой короткометражный, но всё-таки полноценный фильм».
Фильм начался, и мы погрузились в атмосферу бесконечной зимы 1941-года. Наступление немцев, оборона Москвы, на самых ближних пределах, когда её с холма было видно. Рота войсковой разведки. Беседы молодых ребят о жизни, об отцах. Новичок, который к ним просится упорно. И сама разведка за линией фронта. И затруднительная ситуация. Пересказывать не буду. Фильм эмоционально затягивает. И как отметили многие – кино выглядит, как трейлер к полнометражному фильму. В небольшом количестве экранного времени артистам создать характеристику и индивидуальную подачу каждого образа, а сценаристу удалось заложить зерно персональной истории каждого героя, которое в полном метре имеет шанс прорасти и расцвести. То есть в мозгу зрителя, по крайней мере, такого как я, сразу возникли картинки прошлого и будущего персонажей, возможного и реального. Из реального была документальная фотография Ханифа Карима и его командира в конце фильма. И рассказ Романа Пожидаева о том, как командир погиб на глазах его деда, но эти воспоминания не вошли в данный фильм.
Все-таки личная история имеет свойство задеть сердце и вытянуть собственные аналогичные истории. Глядя на экран, как мясо одного коня спасало жизнь группы людей, я вспомнила рассказ своего деда, как он попал в окружение в конце лета 41 года на территории Украины. В сёла они опасались заходить, чтоб их не выдали и тоже голодали. И вот за околицей одного села они увидели гусей, переглянусь и без единого слова, всей группой бросились на стаю, причем каждый выбрал гуся так, что ни с кем не пересекся. И свернули им шеи так быстро и синхронно, что ни один гусь гагакнуть не успел, не то что вырваться. Гусей съели сырыми, опасались костер развести, из окружения вышли. Дед это рассказывал как пример, когда не нужно слов, о взаимопонимания людей, у которых общая цель. Не знаю сколько десятилетий я не вспоминала этот рассказ, который слышала пятилетней девочкой. А вот всплыл в памяти. И как выяснилось в беседах после фильма – у многих зрителей произошло в памяти подобное символичное воссоединение с предками. Люди немного пообщались на эту тему, поделились своими рассказами, уже выйдя из зрительного зала.
А сразу после фильма, когда проплыли последние титры, к авансцене Роман Пожидаев пригласил создателей фильма и участников закадрового процесса, поблагодарил всех, кто помог в съемках этого проекта: «Так много хотелось сказать. А сейчас хочется помолчать. Скажу слова благодарности всем кто помог нам в съёмках этого фильма. Так много людей, что я не могу перечислять всех конкретно. Но нашим спонсорам отдельное спасибо – компании «ЛяФэт», которая нас кормила в процессе съемок, пейнтбольному клубу «Виктория», который дал нам локацию и приют в тепле, «Кумпан кафе» который угощал нас горячим кофе, и лично Алие Яхиной( директору Дома Актера), потому что она очень сильно помогла. Я знаю точно где, в каком месте на экране это видно. Так получилось, что не все авторы, не все постановщики этого фильма смогли присутствовать. Даже не все артисты пришли. Поэтому те, кто в зале с нами – это автор сценария Зухра буракаева. Музыку написал мой друг, однокурсник с университетского телевидения, Константин Ключарев. Мы с ним работали 10 лет назад, и он написал музыку для балалайки, а сейчас смог для оркестра, пусть камерного, но оркестра. Он не смог прийти. Оператора Рияза Исхакова нет на показе, потому что он очень много работает.
Гульнара Саитова режиссер фильма, она точно здесь была: да, конечно, села на самый последний ряд. Наш художник-постановщик Айгуль Байрамгулова, большое спасибо, что смогла прийти. Настя Андреева - ассистент художника-постановщика. И тот человек, кто жесткой рукой руководит процессом – исполнительный продюсер Алина Шакирова. В фойе я поздоровался с ребятами – это реконструкторы и их руководитель Аскар Хабиров – военно-исторический клуб «Рейд». Алина Валеева – гример, которая все эти бороды рисовала. Осветитель Ренарт Абдулов. Ну, конечно, благодарю артистов – а в главной роли Ильсур Казакбаев и прекрасная группа разведчиков Евгений Лопатин, Тигран Довлатбекян, Вадим Клысов, Дмитрий Гусев…В эпизодической роли командира Владимир Кузин».
Фильм действительно был плодом усилий многих людей, и снимать зимой на улице в снегу нелегко, тем более уже наступала весна, снег стремительно таял. Некоторые кадры досняли уже осенью. Это был 2019 год. Как сейчас помню краткие репортажи в соцсетях со съемок. И, наконец, мы увидели результат этих усилий. Когда меня попросили поделиться в кулуарах впечатлениями, первое что я спросила: «А почему фильм называется «саптар»? Мои прекрасные башкирские кинематографисты ничтоже сумняше заявили: «Ну, это же конь!» Фильм, кстати, снят на русском языке.
Я: «В смысле, лошадь по башкирски это саптар?»
Режиссер: «Нет, это конкретно конь игреневой масти так может только называться, ну как у русских Сивка, Серко, Гнедко, Воронок, Буланка, тоже по мастям именование».
Теперь я смотрю, что такое лошадиные масти, ибо современный городской человек даже по именованию масти не может зачастую представить какого цвета лошадь. Итак, я открыла дивный мир лошадиных мастей – всех этих чалых, соловых, мухортых и прочие, прочла описания и посмотрела фото, и все равно не запомнила. Дошла, наконец, до игреневой. «Игреневыми называют лошадей с рыжим окрасом корпуса (оттенки бывают разные - от светло-рыжего до шоколадного) и белыми гривой и хвостом. Иногда грива и хвост имеют примесь рыжих волос. Светло-игреневый – окраска корпуса рыжая, разных оттенков. Часто светлые щетки. Темно-игреневый – корпус бурого или темно-шоколадного цвета, иногда в яблоках».
Очень красивые лошади, но не красота коня, а гастрономическая особенность спасла разведчиков – поведала мне сценарист: «У лошадей на холке есть особенный жир, он не замерзает в мороз. И вот, зимой в течении 10 дней в тылу врага не имея возможности готовить на огне, они не погибли с голоду, потому что у них был этот жир и было знание разведчика-башкира об этой особенности конины, как мяса».
Хотя масть коня врезалась в память фронтовика так крепко, что он передал это слово «саптар» как само собой разумеющееся своему русскому внуку. Все в зале внуки и правнуки фронтовиков, но не все мои современники с детства знают масти лошадей на любых языках, не только на башкирском. Поэтому я сочла нужным сделать сие дополнение. Возможно, авторы фильма тоже задумаются над каким-то титром-пояснением. Хорошее кино проникает в сердце, оттаивает его и заставляет задуматься над важными моментами в жизни. Надеюсь на славную фестивальную судьбу для него, на то, что его увидят не только местные уфимские зрители.
ГАЛАРИНА
Читайте нас: