Посмотрев две дорамы на музыкальную тему, думаю – как сильно дальний восток, то бишь, Китай, Япония, Корея полюбили классическую музыку, что родом из Европы. Какой мощный уровень у азиатских исполнителей, какой уровень у менеджмента. Откуда это взялось и почему такое огромное желание, еще и простой народ через сериалы к этому приобщить. А ведь зачастую, музыкальное произведение, прямо-таки, действующий герой в некоторых фильмах, будь то "Грёзы" Шумана в корейской дораме "Любите ли вы Брамса?" или "Воздух на струне соль" Иоганна Себастьяна Баха в японской дораме «Ты и я на струне соль». Могу сообщить только догадку: таким образом создают элиту – людей способных на интеллектуальные усилия ради интеллектуальных переживаний, а интеллектуальные переживания необходимы для нетривиальных, неочевидных решений, когда простые решения проблем не работают уже. Именно люди способные находить новые решения и есть элитные мыслители, а не обладатели сумочек от Шанель и 26 золотых унитазов в подмосковном особняке.
Когда мне говорят о моей объёмности в текстах, отвечаю – однажды я сделала усилие и прослушала все симфонии Шостаковича (конечно усилия я прилагала не однажды и не только к музыке). Посвятила этому пару недель – каждый момент, когда я была дома одна, у меня звучала симфоническая музыка. Один день – одна симфония, следующий день другая. Потом попытки нахождения запомнившихся моментов в каждой из них. Жалко, я не писала ассоциативных строчек или чего-нибудь подобного. Но помню, какое адское усилие это было над собой первоначально – проснуться, включить симфоническую музыку, идти чистить зубы, варить кофе... Потом мыть полы под нее или гладить, или читать. Читала я Пушкина – «Евгения Онегина» с примечаниями, какое-то было особенное издание. Потому как другую литературу из имеющейся в доме невозможно оказалось под эту музыку читать. Весь день симфонии, какая-нибудь одна из , стояла на повторе. «Е.О.» я знала 2\3 наизусть, причем ещё в бытность учительницей этим поражала учеников. Но из примечаний почерпнула много неизвестного. Мозг тосковал по информации, новые книги и журналы были не питательны, и вот я изобрела для себя квест – добывать информацию с глубин музыки, как золото из морской воды. О том, что информация там есть, я знала не только из неоконченной музыкалки, но и потому что набирала парой лет ранее диплом выпускницы Гнесинки о повторяющихся ходах и элементах в хоралах Баха.
А теперь вернусь к своему дню сегодняшнему.
В 6 серии «Любите ли вы Брамса» главная героиня Чхе Сона успокаивает разгневанную мать провалившейся конкурсантки словами – «ваша дочь очень талантлива, конечно, конкурсы и соревнования важны, но еще важнее при таком уровне одаренности, чтобы у юной исполнительницы не появилась неприязнь к скрипке». Это напомнила мне рассказ «Девочка со скрипкой» Тансулпан Буракаевой о том, как она училась в музыкальной школе и потом двадцать лет не хотела подходить к инструменту
Вообще, корейская дорама рассказывает о разных гранях такого явления как талант! Есть гениальный пианист Пак Джунён, который занял второе место на международном конкурсе. И после этого в течении 7 лет он давал ежегодно по 100-120 концертов, то есть каждые 2-3 дня он куда-то летел. «Говорят: "Не существует плохого рояля. Есть только плохие пианисты". Полагаю, с этим нужно просто смириться. Не имеет значения, в каком состоянии я или рояль, я должен выложиться на все сто процентов» – вот таково ярмо востребованного исполнителя. Обыватели совершенно не в курсе его чудовищного графика и дружно рассуждают – что, мол, появился новый гений, который занял на международном конкурсе первое место и теперь, мол, Джунён получил отставку. А Джунён получил творческий отпуск и наконец-то может закончить свою «консерваторию» и он прекрасно относится к новому пианисту, потому что знает насколько «тяжёлые клавиши» у фортепиано – «Иногда я задаюсь вопросом: какое такое зло я совершил в прошлой жизни, раз в этой так страдаю?» Какой бы ни была гениальность, она труда не отменяет. Мимоходом задета история скрипачки-вундеркинда Чонгён, которая выросла и стала всего лишь хорошей скрипачкой. Интересны рассуждения "лютье"( узнала новое слово) - Юн Дон Юна, мастера по изготовлению и ремонту музыкальных инструментов о любви и страсти к делу жизни, почему он перестал быть скрипачом, когда увидел сколько любви к скрипке вкладывает в репетиции Чхе Сона, последняя по успехам в классе. Особенно если учесть что стать скрипачкой она решилась уже имея высшее бизнес-образование, и поступала на музыкальный факультет несколько лет и поступила только с четвертой попытки. Представляете уровень любви к музыке. И «директор» Юн захотел найти для своей жизни такое дело и нашел – стал скрипичным мастером, и с тех пор счастлив каждый день.
«Как вы считаете, усердный труд может превзойти природный талант?
– К сожалению, должен заметить, что в области музыки одаренность играет большую роль. Однако, мечтать, несмотря ни на что – вот самый величайший талант из всех. Если к этому ещё и приложить усердие, точно вам говорю, мечта окажется у вас в кармане.» (Поклонница и пианист Пак Джунён) Не буду пересказывать сериальные перипетии, но смотреть нетрудно и музыка так легко вплетена в канву сюжета, что доступна любому неискушенному уху. Находите на просторах интернета дораму «Любите ли вы Брамса» и смотрите, хотите с субтитрами, хотите с озвучкой.
Как же перейти к другой вышеупомянутой дораме "Ты и я на струне соль" задумалась я, и тут корейская сценаристка Рю БоРи | Ryu Bo Ri | 류보리 устами своей героини Чхэ Сона подарила мне фразу: «Я думаю, что музыка принадлежит тем, кто её слушает. Одна и та же пьеса для каждого слушателя звучит по-разному». И, да, следующий уже японский сериал подходит к музыке скорее со стороны слушателя. Правда, особенного слушателя. Трое японских героев, не являясь музыкантами, в трудный период своей жизни встретили гениальную музыку Баха. И не захотели расстаться с этим удивительным переживанием, которое на какую-то долю отвлекло их от душевной боли – брошенная невеста, загнанная домохозяйка, влюблённый студент записались на курсы обучения скрипке для взрослых. Хлопотно, затратно, неокупаемо, непрактично, но только музыка возвращала их в точку равновесия. Они захотели научиться играть на скрипке, чтобы музыка всегда была с ними. С какими трудностями и подвигами им пришлось столкнуться на этом пути. И какую награду они получили, помимо небольшого любительского умения играть на инструменте? Они получили дружбу, взаимоуважение и самодостаточность, выбрались из пропасти отчаяния. Это очень тёплая и милая история, по ходу которой зрителю очень легко проводить параллели с собой (многие из нас не музыкальные гении) и своими психологическими и житейскими трудностями. Актерский состав замечательно сбалансирован, взаимодействие полное. Смотреть было очень интересно. И снимаю шляпу перед профессиональным мастерством сценариста Адати Наоко | Adachi Naoko | 安達奈緒子( в послужном списке 18 дорам и фильмов) по одноименной манге «Ты и я на струне соль» Икуэми Рё( к сожалению манга не переведена пока).
И вот критическая масса просмотров достигнута, и вдруг последствием смотрения дорам становится отражение какой-то рефлексии в вашем мозге и находит оно себя в написании рецензий. Если вы зайдете на порталы и сайты с дорамами, то не пропустите раздел «рецензии». Это зачастую очень увлекательные и интеллектуально наполненные аналитичные тексты, написанные не киноведами и не психологами, а постоянными зрителями. Вот и я доросла до того, что написала первую полноценную рецензию на тему «музыка и её воздействие на жизнь человека в дорамах». Даже поделилась своей небольшой историей про Шостаковича, одной из многих связанных с классической музыкой. Почему у меня вышла такая личностная форма подачи, да потому что хочу вызвать в своем читателе внутренний диалог – чтобы мой читатель вспомнил свои истории связанные с классической музыкой, вспомнил фильмы про музыкантов или музыкальные произведения, которые видел. Просто грустно видеть, когда Алишер Тагирович Моргенштерн набирает просмотров больше Иоганна Себастьяна Баха, хотя суммарно на всех инструментах «Воздух на струне соль» пока превосходит треки инфлюенсера нашего рэпа. Лично я люблю слушать – как «дрожит воздух» на струнах виолончели Степана Хаузера и два с половиной миллиона меломанов посмотревших данное живое выступление этого исполнителя на ютубе, согрели свою душу трепетной красотой. Возможно, некоторые зрители дорам записали в свои любимые мелодии великих классиков именно после того, как скоротали вечера в компании с героями качественных азиатских сериалов.