Укрывшись сразу после убийства в общественном туалете, он начинает танцевать, он раскрепощен в этот момент. С помощью совершенного преступления он сбрасывает негатив, скопившийся внутри, испытывает облегчение от угнетающих его эмоций, от чувства собственной никчёмности. Убийство – проявление того, настолько его все допекли: и подростки, и коллеги, и «белые воротнички». Он застрелил не просто людей, но и некий источник своих страданий. Это точка надлома его личности и сюжетного надлома. Так появляется Джокер.
Важной предпосылкой к безумию героя являются его отношения с Томасом Уэйном – олигархом Готэма, баллотирующимся на должность мэра. Мать Артура Флека работала у него в доме прислугой, и, по ее утверждению, у них произошел роман, и Артур – внебрачный сын Уэйна. Она пишет Уэйну письма с просьбой о помощи. Будучи больной и беспомощной женщиной, она пытается помочь сыну, используя единственную имеющуюся у нее возможность. Выросший без отца, Артур отчаянно в нем нуждается и ищет с ним встречи. Впрочем, как мы узнаем позже, Уэйн ему таковым не является. Отсутствие отцовского, мужского воспитания – причина инфантильности Артура Флэка.
Отношения Джокера и Уэйна представляют собой прямое столкновение людей из противоположных социальных слоев – состоятельный Уэйн, владеющий половиной города, и клоун-аниматор, существующий на грани выживания – два разных мира, между которыми нет ничего общего.
Уэйн в одном из интервью, комментируя убийство в подземке, как выяснилось, сотрудников его компании, заявляет, что преступление совершили неудачники, завидующие успешным людям. Не умеющие работать, не желающие учиться. И правильно, что на лице убийцы была маска клоуна. Потому что он и подобные ему – клоуны и есть. Выгораживая своих сотрудников, Уэйн объясняет убийство не агрессией подчиненных, а трусостью и завистью неизвестного преступника. Равнодушие и презрение к людям мы видим и в его отношении к Артуру Флеку. Когда Артур пытается познакомиться с ним, Уэйн грубо прогоняет его, ударив в лицо.
В это же время в Готэме обстановка накалена из-за проблем с мусором, с крысами, с финансовой неразберихой, городу угрожает эпидемия. Слова Уэйна воспринимаются населением как оскорбление и образ клоуна становится символом протестных настроений. В толпе демонстрантов видны плакаты с надписями: «Мы – клоуны». Артур становится одной из причин массовых погромов.
Сам собой напрашивается вопрос: насколько виноват главный герой в том, что с ним произошло или же решающее воздействие произвело влияние внешних обстоятельств: агрессия и равнодушие окружающих людей? Не являются ли совершенные им убийства коллективной виной неблагоприятного психологического климата в обществе Готэм-сити?
После совершения убийства Артур продолжает посещать психолога. Несмотря на психическое расстройства, у Артура сохранный интеллект, он способен к рефлексии и пытается понять, что с ним происходит.
Женщина-психолог задает одни и те же вопросы, Артур понимает, что она его не слушает. Ей все равно, как у него обстоят дела и как он себя чувствует. Единственная польза от этих посещений, прописанных после того, как он уже провел некоторое время в психлечебнице, заключается в получении бесплатных лекарств.
Психолог советует вести дневник, когда Артур показывает ей свои записи, ее внимание привлекает фраза: «Надеюсь, в моей смерти будет больше смысла, чем в моей жизни». Мы видим, что собственная жизнь Артура Флека обесценена, она не имеет значения для него самого и уж тем более чужие жизни перестают быть для него чем-то значимым.
Из-за дефицита городского бюджета психологическую службу сокращают, теперь он не может получать лекарства. Власть, экономя на системе здравоохранения, приводит к тому, что психически нездоровые люди оказываются на улице без присмотра, с риском возникновения острой фазы психоза.
Власть не желает поддерживать обездоленных людей вроде Артура Флека, а мы видим по беспорядкам на улицах, что их довольно много. Власть не способна обеспечить людей серьезной работой, минимальной социальной поддержкой, не способна даже организовать вывоз мусора из города. В то время, как такие персонажи, как Уэйн и Мюррей – воротилы крупного бизнеса и звезды телешоу – живут в шикарных особняках, у них роскошные транспорт, одежда, досуг. Но их не заботит то, как чувствуют себя люди, находящиеся на более низких ступенях социальной лестницы. В этом причина и уличных протестов, и поведения Джокера.
Жизнь Артура Флека бессмысленна в общественном и в личном выражении, он не приносит пользы ни обществу, ни самому себе, ему незачем жить. И не потому, что он никчемный человек с психическими отклонениями, а потому что общество устроено так, что ему некуда деться, у него нет выхода из той ситуации, в которой он оказался.
Когда Артура навещают бывшие коллеги, он с особенной жестокостью убивает того, кто дал ему пистолет, выжив его с работы, но при этом он оставляет в живых карлика. Артур объясняет, что он – единственный, кто был к нему добр. Подобная избирательность говорит о том, что Артур не просто спятивший и жаждущий крови психопат. Он совершает личный суд за все необоснованные унижения в свой адрес, воздает за причиненное ему зло.
Гнев Джокера за его бессмысленную жизнь распространяется и на собственную мать. Ее убийство – месть за обман. Он не был сыном Томаса Уэйна, и согласно документам, украденным в больнице, он не был и ее сыном. Все эти годы она его обманывала. Весомым мотивом убийства матери является и то, что она, как Артур узнал из украденных им медицинских протоколов, допустила насилие над ним, когда он был ребенком. Из-за чего он и получил психологическую травму, сломавшую ему жизнь, сделавшую его изгоем, из-за неё он был вынужден вести свое никчемное существование. И, тем не менее, это самое мерзкое преступление Джокера, после которого понимание и сочувствие к нему пропадают.
Убийство Франклина Мюррея произошло, когда Джокер осознал, что его любимое шоу – это всего лишь веселая иллюзия, переставшая быть веселой, когда его пригласили на шоу, предварительно показав неудачное выступление в стендап-клубе. Джокер понял, что Мюррей пригласил его – нелепого человека – чтобы выставить на публичное осмеяние. Это намерение проскальзывает, когда Артур смотрит по телевизору фрагменты своего выступления с издевательскими комментариями Мюррея: «…этот парень думает, что если все время смеяться, то это сделает тебя смешным» и далее в том же духе. Убийство Мюррея – месть за унижение. Психологическое насилие ничем не уступает насилию физическому.
Произвол Джокера – это не просто частное безумие, но и метафора возмездия за социальную несправедливость, отражение настроения толпы, всеобщего недовольства, витающего в Готэме. Речь Джокера на шоу выражает общественное страдание:
«…Вы видели, что творится на улицах, Мюррей? Вы вообще выходите из студии? Там люди просто орут и кричат друг на друга, никакой цивилизованности. Никто и не пытается поставить себя на чужое место. Считаете, что такие, как Томас Уэйн, думают, каково быть таким, как я? Думают о ком-то, кроме себя? Не думают. Они думают, что мы будем сидеть и терпеть все это, как послушные мальчишки, что мы не озвереем и не восстанем!»
Безусловно, как бы ситуация не складывалась, ответственность за преступление остается на совести человека, учет обстоятельств носит смягчающий, но не оправдывающий характер. Наибольшая ценность фильма в том, что он объясняет: ничто не происходит просто так, любое насилие, кажущееся немотивированным, имеет свои глубокие причины.
В связи с фильмом вспоминаются такие события, как: массовое убийство в школе Колумбайн в 1999 году; обогнавшая по количеству жертв все школьные перестрелки, стрельба в старшей школе Марджори Стоуман Дуглас в 2018 году; один из самых кровавых расстрелов на фестивале кантри-музыки в Лас-Вегасе в 2017 году и множество других.
Подобные преступления носят системный характер и происходят во всем мире, в том числе и в нашей стране. Джокеры находятся среди нас, новые Джокеры зреют и в данный момент.
Недовольство в обществе продолжает нарастать. Совсем недавно произошли бунты против полиции в Соединенных штатах на почве расовой дискриминации, целый год длились массовые протесты в Гонконге с предъявлениями политических требований. Подобные происшествия свидетельствуют о том, что мир болен, потому что он порождает, и еще долго будет порождать Джокеров – спонтанных убийц.
Возможно, именно в этом заключается актуальность фильма и причина зрительской отзывчивости. У каждого происходят моменты, когда у него есть все основания почувствовать себя клоуном.
В конце фильма Джокер становится героем для протестующих, пляшущих вокруг него в клоунских масках. Стоя на капоте разбитой машины, под звуки воющих сирен и ликующих возгласов толпы он рисует на своем лице улыбку собственной кровью. Совершив возмездие, он установил справедливость, но стал преступником, не имеющим оправдания.
Однако, с помощью стихийных восстаний общество изменить невозможно. Джокер оказывается в психушке – бегунком он бродит по стерильным коридорам, чем, в общем-то, всю жизнь и занимался. У него не было никакого выбора, кроме деградации и ежедневного страдания, без всякого смысла. Он сразу оказался в дурдоме, потому что весь мир – дурдом, он неправильный, потому что плодит такие явления, как Джокер.
Тодд Филлипс и Хоакин Феникс доступно и талантливо показали, к чему приводит атмосфера всеобщего раздражения и ненависти, негативный психологический климат в обществе, возникающий из-за экономических, правовых и социальных проблем. Благополучие общества зависит от степени согласованности его максимального большинства. Если согласованности нет, то общество ломается, а вместе с ним ломаются и люди.
«Что вы получите, если смешаете психически больного одиночку с обществом, которое игнорирует его и обращается с ним как с мусором? Вы получите то, что заслужили».