Все новости
КИНОМАН
12 Декабря 2019, 20:41

Топ-7 добротных, лучших фильмов-антиутопий

Иногда по утру приходит желание, охотка проснуться не здесь, а где-нибудь в антиутопическом мире. А что?.. Он же полная противоположность нашей устоявшейся (приевшейся) цивилизации. А так – антипод антиподом. Отчасти рубикон наших чересчур смелых, экстравагантных фантазий. И неважно, кем там быть: антагонистом, протагонистом или вообще ржавой заклёпкой на стальной двери Белого храма клериков. Хотя бы пройтись по этому мирку, мегаполису как заправский турист с «зеркалкой» и пощёлкать, «в обязательном порядке» кучу фотографий, видеороликов.

Заодно уяснить для себя что там «хорошо», а что «плохо» и намотать основы себе на ус. А для затравки собственных фантазий не помешает выставить семёрку лучших фильмов, где антиутопический мир отображён во всей своей «красе». Ужасный и прекрасный, смотря с какой колокольни глядеть. Итак, поехали!
1. «Бегущий по лезвию», 1982 год и «Бегущий по лезвию 2049», 2017 год. Триллер, антиутопия, неонуар.
Стоит, наверное, сразу два фильма объединить, ибо ни один не уступает другому, несмотря на разницу во времени создания, что конечно большая редкость в кинематографе. Оба шедевра, к большому сожалению, провалились в прокате, хотя у того и другого в багаже имеются статуэтки «Оскар» и отличные отзывы кинокритиков. Они упоительно красивы, снятые по произведению Филиппа К. Дика. Но их нельзя отнести к народному кино, ибо не несут в себе развлекательный попсовый характер. Но они заслужили приверженность и уважение истинных поклонников настоящего «думающего» кино.
Отставной детектив Рик Декард вновь восстановлен в полиции Лос-Анджелеса для поиска возглавляемой Роем Батти группы киборгов, совершившей побег из космической колонии на Землю.
В альтернативном будущем чёрную работу выполняют андроиды, которых также называют репликантами. Внешне они ничем не отличаются от людей, но превосходят их физической силой и превосходным интеллектом. И не все репликанты готовы мириться с положением раба.
И прямое продолжение «Бегущего по лезвию». В 2049 году андроидов по-прежнему эксплуатируют, заставляя выполнять тяжёлую и унизительную работу. В центре сюжета на сей раз репликант-детектив Кей. И чтобы предотвратить заговор, способный привести к войне между людьми и роботами, он должен найти исчезнувшего много лет назад Рика Декарда.
2. «Эквилибриум», 2002 год. Антиутопия, постапокалиптика, драма, посткиберпанк, нуар.
Как раз недавно состоялся пересмотр сей картины. И если честно, именно после «Эквилибриума» и родилась идея набросать статейку про антиутопические фильмы. Уж цепляет – так цепляет!
На Земле больше нет войн – всюду царят железный порядок и однотонная серость. Чтобы поддерживать человечество в мирном состоянии, решено отменить все чувства. Люди принимают таблетки и живут себе, подобно роботам. Но стал ли от этого мир менее жестоким, кровожадным? Истинная драгоценность жанра, культовая работа Курта Уиммера, которая до сих пор остается его лучшим режиссерским творением. И Кристан Бейл убедительно сыграл роль циничного, невозмутимого Джона Престона, клерика.
Правда, есть вопросик относительно его новопришедшего напарника, если следовать по сюжету. В канве типичных действий видно же, как его напарник, прямо-таки сверкал эмоциями агрессии и ненависти. Но подождите – он же послушный «раб» системы, не способен проявлять и что-то похожее на злобу! И он принимает соответствующее лекарство. Но мелочи. Не будем заострять!
3. «Бразилия», 1985 год. Трагикомедия, драма, антиутопия.
Мелкий клерк Сэм Лаури живёт в обществе, скованном тотальной бюрократией. Как-то раз случай сводит главного героя с девушкой, которую он постоянно видит во сне. И ради того, чтобы встретить её снова, Лаури готов на многое, несмотря на свой застенчивый характер. Но выясняется, что бюрократическая система пытается буквально стереть героиню в порошок из-за её жалоб на ошибочный арест соседа.
Образцовая ретрофутуристическая антиутопия. После её выхода к Терри Гиллиаму впервые пришёл ошеломительный успех. К тому же фильм изобилует отличным чёрным юмором, достойно продолжая традиции комик-группы «Монти Пайтон», в которой Гиллиам состоял не один год.
4. «12 обезьян», 1995 год. Фантастика, триллер, драма, антиутопия.
М-да! Брюс Уиллис и Брэд Питт выделывают тут такое!.. И любителям «перемещений во времени» кинолента придётся по вкусу.
Будущее после ядерного взрыва. Значительная часть человечества уничтожена вирусом. Оставшиеся в живых перебрались под землю и путешествуют во времени, чтобы доставать еду и лекарства. Вроде как не развлекаются.
Главный герой – уголовник Джеймс Коул соглашается принять участие в опасном эксперименте в обмен на амнистию. И его отправляют в 1996 год, в котором зафиксировали первый всплеск вируса.
Полная юмора и абсурда нелинейная история с неожиданным концом. Здесь Терри Гиллиам удачно возвращается к своим излюбленным темам антиутопии («Бразилия»). Кажется, что лучше уже и не может быть. Но нет, может! И такую вещицу точно нельзя обходить вниманием. Определённо!
5. «Гаттака», 1997 год. Драма, фантастика.
Данная кинокартина чем-то напоминает наши старые советские фильмы 60-х годов с фантастической тематикой. Своей бордово-сиреневой тональностью, излишней гладкостью в спецэффектах, что едва заметны.
В будущем выведение генетически безупречных людей поставлено на широкий поток. Общество расслоилось на два класса: появившихся на свет искусственно «годных» и рождённых обычным способом «негодных».
Главный герой – «негодный» Винсент страдает от близорукости и врождённого порока сердца. Но он живёт мечтой полететь в космос и ради этого идёт на сделку с представителем класса «годных».
Режиссёрский дебют Эндрю Никкола («Шоу Трумана», «Терминал») – один из самых недооценённых на момент выхода антиутопических фильмов. А вот для сегодняшнего зрителя, снятая в духе ретрофутуризма «Гаттака», может стать настоящим открытием. Ведь в нём отображается одна из наших возможных реальностей в недалёком будущем, которое вот-вот может совершиться.
6. «Матрица», 1999 год. Фантастика, боевик.
Честно говоря, хотелось пройти мимо этого фильма-трилогии. Он слишком известен, он чрезмерно популярен среди широкой аудитории. И настолько, что в каком-то смысле затмевает все остальные кинокартины по конкретной теме. Фильм-сенсация 1999 года.
Человечество спит в изолированных капсулах и служит чем-то вроде батареек для питания машин, захвативших власть на Земле. Наш ХХ век – виртуальная реальность, по которой гуляют сознания нас же, только спящих. Вкус еды, цвета, чувства и житейские проблемы – выдумка компьютерной программы, чтобы людям-батарейкам интереснее спалось. Герой Кеану Ривза, продвинутый хакер, оказывается Избранным, чье призвание – всех разбудить, вырвать из «розовых снов». Выжившие в объективной реальности люди-партизаны освобождают его тело из кокона и серией тренировок расширяют границы сознания: поскольку ничего на самом деле нет, возможности в матричном мире безграничны. Достаточно самовнушения, чтобы прыгнуть на 100 метров, взлететь в небеса или взглядом погнуть ложку. Или воскреснуть.
7. «Кин-дза-дза!», 1986 год. Фантастика, драма, комедия.
В российском кинематографе с фантастикой глухо как в танке. Разве что имеется неплохая кучка – могучая кучка советской кинофантастики. Одним из выдающихся фильмов как раз и является фильм Георгия Данелия «Кин-дза-дза!»
Вероятно, главной задумкой режиссёра и сценаристов этого фильма является человек и его внутренний мир. Картина изначально настраивает на глубокие философские размышления. Этому способствуют отсутствие яркого, отвлекающего контента и присутствие замечательного музыкального сопровождения, состоящего из каких-то щемящих скрипов, уханий. В общем, полное ку! Вместе с главными героями переносимся в мир полного запустения. Люди там не живут, а выживают. И нам поневоле приходится подстраиваться под него. Главный враг, которого предстоит «победить» каждому человеку – это он сам. Фильм не несёт в себе отсебятину или некий бред шизофреника, как может поначалу подумать неискушённый зритель. Чеканная, хорошо продуманная до мельчайших деталей кинокартина, высмеивающая общественный и государственный строй того времени. Шикарно отображены человеческие пороки, великолепно обыграны жизненные ситуации. Фильм — одна сплошная аллегория. Зачёт!
Алексей ЧУГУНОВ