Чуть позже «Брат 2» воспринимался уже не так остро – тут присутствовал черный юмор, а еще на протяжении всего фильма звучали известные песни рок-исполнителей, которые были тогда популярны. В «Брате 2» сюжет развивался еще более динамично, чем в первой части, а герой уже не был столь наивен.
Так в чем же магия фильма? Наверное, в том, что Данила Багров – самый настоящий герой нашего времени. Он показан нам во всей красе, с недостатками и достоинствами, со своей правдой и мытарствами.
90-е годы – это время, в котором большинству из нас приходилось выживать. Какие ценности существовали тогда? Именно те, что и показаны в фильме. Брат Багрова пошел по наклонной – стал преступником, продал душу дьяволу. Он выдает себя за бизнесмена и под видом благочестивого человека предлагает брату приобщиться к криминальному миру. И тот соглашается. Был ли это осознанный выбор? Наверное, об этом можно спорить бесконечно, и у каждого будет своя точка зрения.
Данилу не интересуют деньги, он хочет помочь брату в его (как ему кажется) борьбе за справедливость – убить одних, чтобы хорошо жилось другим. Мир делится на черное и белое – и это сквозная идея фильма. Мы видим, что Багров-младший, словно наивный ребенок, верит тому, о чем ему говорит родной человек, выполняет все инструкции. А с каким уважением он относится к брату: «Он мне вместо отца был». В Даниле живут детские воспоминания, чистые отношения, в то время как брат уже давно перестроился и стал циничным мерзавцем. Такой раскол отражает дух времени. Ради того, чтобы «тусоваться красиво», – как говорит таксист из фильма, современный человек готов все продать: родину, друзей, близких людей... Но Данила – не такой, он и живет так, чтобы это утверждение опровергнуть: «Я Родину люблю», «Он брат мой».
Деньги не приносят счастья – сейчас эта простая истина кажется бредовой идеей. Но в картине мы видим, что ни одному из героев они счастья не принесли.
«Брат 2» – фильм, напоминающий американские популярные боевики. Но если в таких боевиках, как правило, нет особого смысла, а здесь он есть. Багров – противостоит несправедливости. Он не может смириться с тем, что его друга Костю убили, русскому хоккеисту в Америке не платят зарплату, что рэкетиры отбирают у стариков последние деньги. И он не молчит, а действует, чаще всего грубо и безжалостно.
Трудно назвать Багрова положительным персонажем, хотя зритель невольно ловит себя на мысли, что сопереживает герою. Так же я сопереживала и Родиону Раскольникову, когда он совершил убийство. Отличие лишь в том, что Раскольников был доведен до отчаяния, а Данила нет.
Герой балансирует на грани добра и зла. Угнетающая атмосфера – сначала Питера, а затем Москвы – не предоставляет ему никаких альтернатив. Кем он может стать, если у него нет образования, жилья, связей? Душа его тянется к прекрасному – он слушает рок-музыкантов, он искренне жалеет людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Но между тем – хладнокровно убивает других, ставя себя выше закона.
Каждый год я с удовольствием пересматриваю фильмы с участием Сергея Бодрова-младшего. У актера была своя неповторимая манера игры, а еще он – настоящий мужчина. И более тут добавить нечего. Много ли сейчас таких молодых мужчин в кино? В большинстве случаев актеры женоподобны, нет в них ни харизмы, ни характера. Наверное, поэтому потеря такого замечательного актера, как Сергей Бодров, переживается до сих пор как личная трагедия многими из нас.
Рассуждая о героях, хочется вспомнить фильм «Адмирал». Александра Колчака там играет Константин Хабенский, а Анну Тимиреву (любовницу адмирала) – Елизавета Боярская. Смотря исторические фильмы, в последнее время поражаешься, насколько неестественными могут выглядеть героини с их накачанными губами, ярким макияжем, татуажем. Елизавете Боярской же в «Адмирале» не хватает женственности. Современных героинь она играет неплохо. Как-то видела ее в роли девушки из обеспеченной семьи, мажорки – самое то.
Любовница Колчака вряд ли разговаривала басистым, хриплым голосом. Интуиция подсказывает, что рядом с суровым Колчаком должна быть тихая девушка. Не известно, по каким критериям режиссер отобрал на роль именно ее, но весь фильм она держится неестественно, пытаясь выжать из себя женственность.
Чем дальше от нас исторические события, тем труднее сделать фильм правдоподобным. Картины про войну, что были сняты в течение нескольких лет после войны, убедительны. Точно воспроизведены сцены военных действий, показаны разрушенные города.
Мир изменился, изменились люди и наши потребности. И потому, наверное, заглянуть в прошлое и воссоздать его таким, какое оно было, – сложнейшая задача. Иногда смотришь современный фильм про войну, и глаз начинает дергаться: в атаку с автоматом бежит советский солдат с мелировкой. Или медсестра с аккуратно уложенными волосами тащит на себе раненого. На большом экране все эти упущения выглядят нелепо.
Читаешь в Интернете, как некоторые актеры готовятся к съемкам, как вживаются в роль, худеют, поправляются, и гордость переполняет. Но, видимо, некоторым достаточно просто выучить слова…
Удачные исторические картины у нас тоже снимают. К примеру, в сериале «Кровавая барыня», который показывали на канале «Россия 1» в прошлом году, прекрасно передана обстановка, нравы давних времен, характеры героев.
Сериал повествует о жизни помещицы Дарьи Салтыковой, по прозвищу Салтычиха, которая вошла в историю как изощренная садистка и серийная убийца, она казнила десятки своих крепостных. Вначале фильма зрителям рассказывается о детстве Салтычихи, затем мы наблюдаем, как красивая молодая женщина постепенно сходит с ума. Сериал-триллер получился качественным, дорогим, захватывающим.
Главный герой – мелкий пакостник
Ну и напоследок хочу рассказать о двух фильмах, на которых я недавно побывала.
Это музыкальный мультфильм «Гринч» и романтическая драма «Звезда родилась».
Гринч – главный персонаж сказки. Он невольно вызывает симпатию – зелененький, пушистенький зверек, который живет со своей собачкой Максом в горах. Поначалу не совсем понимаешь – положительный или отрицательный это герой. Но через некоторое время становится очевидным – Гринч мелкий пакостник. Он решает отнять у жителей страны Ктограда (маленьких человечков) Новый год и реализует свой план. В деревушке живет девочка – положительный персонаж. Но на фоне Гринча она представлена зрителю не так ярко. Она как бы сливается с толпой. Гринч же не только (внешне) симпатичный малый, он еще и талантливый механик-изобретатель, все в его доме автоматизировано – чудо кофе-машина сама наливает кофе, в доме есть лифт. Постепенно перед нами вырисовывается образ шизоидного социопата, который боится взаимодействовать с кем-либо, ненавидит окружающих.
Не буду пересказывать сюжет, к тому же он прост как хозяйственное мыло, скажу только, что в конце происходит преображение героя, но это преображение неестественное, оно продемонстрировано как бы вскользь. «Грич» получился не детским мультиком. Если мы обсуждаем его со взрослой точки зрения, то, в принципе, смотреть можно, но если поразмыслить, как мультик может быть воспринят детьми, – то надо сто раз подумать, прежде чем показывать им это. Возникает масса вопросов. Во-первых, почему в мультике главный герой – злодей? Почему история именно о нем. Его нам представляют противоречивым – и при просмотре иногда возникает ощущение, что он не такой уж и плохой. Так хороший или плохой? Мозг взрывается от этой неоднозначности. Никакого глубинного смысла, никаких особенных посылов мультик в себе не несет. А посему – не стоит тратить время на его просмотр.
Поистине интересным и честным оказался фильм «Звезда родилась» с Леди Гагой и Бредли Купером в главных ролях. Здесь можно увидеть жизнь творческих людей с непростыми характерами, конфликтами, верой в победу.
Герои – настоящие, а их история – жизненная. Здесь нет избитых клише об американской мечте. На экране перед нами разворачиваются трагедии, взлеты и падения. А главное, зритель ощущает любовь. Любовь между мужчиной и женщиной, любовь к своему делу. Веришь каждому взгляду, диалогу, сюжетным поворотам.
Кстати, это не первая экранизация истории под названием «Звезда родилась». В 1937, 1954, 1976 годах выходили фильмы с почти идентичными сценариями.
Некоторые кинокартины идут с нами по жизни. Мы становимся старше, уже по-другому оцениваем их – в одних разочаровываемся, в других находим что-то новое. Но главным достоинством любого хорошего фильма неизменно остаются впечатления, эмоции, которые запоминаются нами надолго.