В отместку ему лишь удается пшикнуть кислотою на сайте «КиноПоиск», дав нелестный отзыв. Рейтинговую оценку, соответственно, низкую припечатать. И слышны его голосистые переливы: «Что ни герой – орк получается! Что ни мистика, фантастика – ниже плинтуса “сверкает” мастерство режиссеров. Вроде как научились подсвечивать картинку спецэффектами, а на поверку – пустышки-фаты выходят. Сколько ремейков шестисортных выпускали, страшно сказать». Я более-менее согласен с их мнениями, но пробивается во мне где-то в пищеводе, аль в миндалинах горла (не разберу и сам) альтернативный крик. Окрик в духе: «Молчи, грусть, молчи!»
Моден тренд: брать пример с Голливуда, изменяя тем самым местное кинопроизводство. И у российских киноделов пошел разгуляй... кинокалька. «Чай не лаптями щи хлебаем, и мы “смогем” своих суперменов настругать, бороздящих по просторам вселенной. И мы “смогем” бить битой виртуозно, как у Джона Ву, малоприятных антагонистов. И мы способны вырастить монстра выше небоскреба». – Как-то так слышатся изречения меж строк киношных мастодонтов.
Первым вызвался, как мне кажется, Федор Бондарчук в одной шеренге с Тимуром Бекмамбетовым. «Обитаемый остров», который мало кто понял, оценил по достоинству сей неаппетитный винегрет. Рейтинг в «КиноПоиске» – 4.3. Высоко взмыла дилогия – «Ночной дозор» и «Дневной дозор» Тимура. Меня пленяла планомерно движущая камера с макросъемкой: дверной звонок с перекрученной проводкой, виражи комаров. Смешили люминесцентные лампы, в качестве оружия у мистических люмпенов-дозорников. Оценка в «КиноПоиске» – 6.01; 5.95. Волну «Дозор» поднял до невиданных высот популярности, и в унисон зазвучали рэповские песняки, куча мемов в интернете, анекдоты на улице. И прогромыхал «гоблинский» вариант фильма. Но это было давно, в годы нулевые, а значит – не правда.
Вспоминается хит прошлого года «Притяжение», опять Федора Бондарчука. Вот, казалось бы, чистой воды американо-кино и янки подавятся гамбургерами от зависти. На то намекал шикарный трейлер. Начало, как и подобает, в лучших традициях «города мишуры». Но затем начались псевдосоциальная драма «папа и дочь» и конкретный градус насилия со стороны местной шпаны. Бондарчук выдал на фоне нападения инопланетян и любовь-морковь, всеразрушающую ревность и прочие игрушки человеческих отношений. И пепел сыпался ни с того ни с сего на землю. Кинозритель терпеливо, с кислой миной на лице досматривал фильм до конца – как ни как фантастика, – авось, бабахнет. Рейтинг «КиноПоиска» – 5.7, не более. У Тимура с прозападными оттенками «Бен Гур» не ахти энергично вышел, и оценка на известном нам сайте – 5.9.
Пытаются, лезут все куда-то наши быстро, перебирая ножки. Но как показала практика, жанры, пользующиеся колоссальным спросом и имеющие огромный бюджет, не всегда даются. Или вообще никогда! Стеб – гвоздь проникновения, – нет-нет, да и пролезает с колоритным российским менталитетом, с шапками-ушанками, с медведями и с водочкой. Молодежь пищит, оскорбленная и униженная, видя кривобокие потуги сделать свой Голливуд, а он для них – свят.
…Следует, как не парадоксально, заглянуть в экскурс истории советского кино, которое шло своим путем, свои сияли софиты. Часть кинофильмов, конечно, были пропитаны идеологией, но основная масса – непорочные добрейшие фильмы о людях как таковых; плюс исторические обороты и вариации произведений классиков. Пусть в каком-то смысле и практиковалась сублимация прирученного добра: силком вскармливали. Папа Римский Иоанн Павел II советовал смотреть советские мультфильмы – они несут милосердие и учат детей с малых лет проявлять сочувствие всему живому. Мульты и художественные фильмы того времени – не разлей вода – родственники одной единой души. Стоит ли удивляться, что современники-творцы кинопродукции при должной холодной коммерциализации иногда допускают сердечный посыл. «Сталинград» Бондарчука, казалось бы, вот!.. Перекореженное железо, завывание дизельных двигателей, нарастающий свист летающих самолетов. Спецэффекты ничем не уступают военной драме «Спасти рядового Райана». Но «центр мироздания» фильма «Сталинград» – всего-навсего одно полуразрушенное здание, что обязаны захватить немцы, и в нем – своя война, – перипетии эмпатий, взаимоотношений. Иными словами, режиссер расставил акценты – свое тепло. В ущерб голливудским шаблонам. Рейтинг – 5.7 следовало ожидать.
Сложно унять в голове какую-нибудь элементарную, азбучную истину. Что за кино у Федора Бондарчука?.. Когда найдет свой оригинальный почерк? Хотя, оставим наконец его в покое, он уж и так вероятно извертелся на режиссерском стуле…
В годину советскую, социалистическую и не было смысла клепать фильмы-боевики, хорроры (если опустить один единственный страхолюдный «Вий» с Леонидом Куравлевым – рейтинг 7.8 – и фильмы-драки в годы восьмидесятые), ибо не было нужды. При случае вышестоящее руководство пригрозило бы сурово кулаком. К прочему картины о вселенной, о полетах в другие миры снимали пачками, особенно в буйный расцвет космонавтики. Курьез в том, а об этом нельзя не упомянуть, что инженеры и художники выделывали тогда такое…
Опять имеются в виду пресловутые спецэффекты – Джордж Лукас и Стенли Кубрик обзавидовались. К примеру, Кубрик принялся снимать свою «Одиссею» после просмотра «Дороги к звездам» 1957 года режиссера Павла Кушланцева (оценка 7.7), используя его технологию съемки в невесомости. Считается, что идею своего «Терминатора» Джеймс Кэмерон почерпнул из клушанцевской короткометражки «Яблочко», снятой в конце 1940-х – начале 1950-х. Говоря современным языком, клип: матросик пляшет «Яблочко» на клавишах рояля, затем постепенно превращается в скелет. И таких примеров куча.
Но я, пожалуй, увлекся – вернемся к «нашим баранам», т.е. к нынешним и тутошним режиссерам, пытающимся творить великий синематограф. На чем я остановился? Возле какого ляпа?.. Пока попытаюсь порассуждать, как позволит свое умонастроение. Почему же происходят эти тяни-толкай попытки сделать свой «проголливудский» бренд? Какая сила ими движет? Да прибудет с ними сила?! Не знаю! Берутся киношники за все подряд, как шабашники, а там якобы «выстрелит – не выстрелит», как повезет. Предсказать удачу с какой-нибудь долей вероятности невозможно – ни один аналитик не возьмется. Получается, снимается кино методом тыка. У нас неважно приживаются франшизы – дойные коровы. От «Елок» давно туман в глазах, в серую крапинку, а они, пожалуй, самые долгоиграющие. Ну, «Три богатыря» как-то сносно переносим, однако слышу тут и там возгласы матерей, что мультфильм давно переступил черту детскости – шутки окостенели. Про сериалы не будем говорить, многие из которых на стадии ситкома. Про них вообще отдельная песня. Под копирку с американских «Мстителей» вырубались грубо, изощренно топором «Защитники» – «все как у них» с термоядерной отдачей. А по сути – кадарв, что означает с латинского – оживший мертвец. Боже упаси, снимать такое кино! Оно не наше, оно далеко не для нас. В этой ипостаси я на пару с недовольными тоже хочу топать ногами и плеваться попкорном. Кстати, рейтинг «данного и фактического» шедевра в «КиноПоиске» – 3.0.
…Что-то разворчался я, будто сидел три дня взаперти в погребе и питался одними соленьями. Вначале разве я не утверждал, малость, о несогласии с горькими суждениями про горе-беду родной киноиндустрии.
Было дело и в грудь бил себя самозабвенно. Говаривал всякое. И к чему пришел? А к тому, что не той дорогой идут товарищи! Хотя ошибаюсь, идут они той, но часто выскакивают за кювет… и шалят напропалую. Одним абзацем я упомянул «совковое кино», которое обрело эпохальную вечность. Вот отчего мы тысячу раз смотрим и пересматриваем «Операцию «Ы» или «Место встречи изменить нельзя»? На зубок же знаем всякую фразу, взгляд героя, сценку, а не прочь еще взглянуть – попереживать. Сложнее найти подобное сегодня, но можно, если постараться. Те фильмы старые, а это следует учитывать, мы поглядываем в первую очередь из-за чувства, вернее торжества ностальгии. Современные хиты не покрылись пока густой пылью времени. Снимать же как раньше не могут – не тот угол мышления, изменилось вербальное прочтение.
В противовес тому кинематографу есть зачатки нечто нового. Есть! Сейчас чаще прослеживается нить про времена Древней Руси с налетом славянского фольклора, мифов. Разве не кладезь для режиссеров, продюсеров?! На мой взгляд, восхитителен фильм-фэнтези «Легенда о Коловрате», где упрятан и вместе с тем открыт некий сундук с самоцветами. Дюжий дух держит фильм на кончиках пальцев. Рейтинг – 6.3 – скупились братцы-рецензенты. Отличная ниша – байопик, освоили ее на оценку «пять». Биографии реального человека всегда любопытны даже школьнику-двоечнику. Целая россыпь: «Время первых» – рейтинг 7.5; «Легенда № 17» – рейтинг 7.9; «Движение вверх» – рейтинг 7.7; «Салют-7» – рейтинг 7.4; «Шагал-Малевич» – рейтинг 6.1. И оценки козыряют выше обычного. При просмотре хочется ущипнуть себя – действительно ли наши это сняли?! Полный респект, если выразиться интернетовским языком! Нельзя обойти стороной киноверсии по произведениям именитых писателей. «Тихий Дон» 2015 г. – рейтинг 8.0; «Герой нашего времени» – рейтинг 7.9; «Мастер и Маргарита» (2005 года) – рейтинг 7.8. Конечно, в большинстве – мини-сериалы, отчего только расширяется простор для авторской задумки. Сами оценки подсказывают, в каком направлении следует двигаться… бежать.
…Что высказать в сухом остатке? Отнюдь не уныло и страшно в кинематографе родного Отечества. Дышит ровно «пациент». Стойка ровная, временами покачивает, но излечимо. Конечно, взор его бунтарский, двойственный поглядывает за океан – все норовит оттуда что-то стянуть. Нарцисс он по натуре, ну хочет себя показать, явить всей богеме и прочим народам. Бог даст, со временем остепенится, перестанет верить в пресловутых суперменов. Шаги его первые довольно крепки, уверенно топает «малыш». При своих недостатках он делает свое БОЛЬШОЕ КИНО!