В прошедший понедельник, 15 апреля, в Уфе в Институте развития образования РБ состоялся семинар для журналистов региональных изданий о роли СМИ в профилактике суицидального и деструктивного поведения «Как слово ваше отзовется… Роль СМИ в профилактике суицидального и деструктивного поведения в регионе: актуальность и практические рекомендации». С докладом выступил руководитель Центра кризисной психологии, вице-президент Международной ассоциации психологов, заместитель председателя Общественного Совета ФСИН РФ, член Союза журналистов России Михаил Игоревич Хасьминский (Москва).
С аналогичными докладами и лекциями Михаил Хасьминский периодически выступает в Государственной Думе РФ, на педагогических и медицинских форумах, в воинских частях и в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, в православных храмах и мечетях. Он периодически привлекается в качестве эксперта на различные программы ТВ и ведущих радиостанций, регулярно встречается с участниками СВО и членами их семей, вдовами погибших героев, воспитанниками детских приютов и Центров социальной помощи, имеет различные публикации в многотиражных журналах, газетах, интернет-изданиях.
Михаил Игоревич поделился с журналистами своим видением ситуации и дал несколько экспертных рекомендаций по освещению темы суицида на страницах периодических изданий.
По мнению кризисного психолога, сегодня многие СМИ в погоне за высокими просмотрами часто забывают о главном: зачастую публикации о случаях суицида и их тиражирование могут стать основным толчком для суицидально настроенных людей свести счеты с жизнью.
— Особенно это касается материалов, где журналисты намеренно романтизируют ситуацию, обобщают факты, в том числе публикуют неподтверждённые причины случившегося, — отметил Михаил Игоревич. — Важно учитывать, что непосредственный повод или предполагаемый мотив не всегда отражают истинные причины суицида. В подавляющем большинстве случаев причинами деструктивного поведения становится не одно какое-то событие, а множество причин и условий, обусловленных стрессовыми и кризисными ситуациями, включая психические заболевания, а также доведение человека до суицида или подстрекательство к такому поведению.
В этой связи лектор поделился рекомендациями по публикациям на тему суицида на страницах СМИ.
Во-первых, при подготовке материалов о случаях суицида эксперты рекомендуют пользоваться только достоверными и надежными источниками информации, опираться на факты, избегать обобщений, основанных на неполных данных. Статистические данные о распространенности суицидального поведения следует использовать с осторожностью, без упрощения и сознательного устрашения. Второе, для правильной интерпретации событий рекомендуется прибегать к помощи квалифицированных экспертов. Кроме того, необходимо воздерживаться от предположений о причинах самоубийства до заключения судебно-медицинской экспертизы и официальных выводов следствия.
Интересная статистика: всплеск подражательных суицидов пропорционален количеству читателей, а значит, и количеству сообщений о трагедии. По этой причине лектор рекомендовал избегать упоминания суицидальной попытки в заголовке, в особенности на первой полосе газеты или главной странице интернет-издания.
Недопустимо также в конце интернет-публикации на тему суицида или попытки суицида размещать подборку материалов схожей тематики. В таких случаях лучше заменять их ссылками на публикации жизнеутверждающей направленности. Лектор также посоветовал журналистам чаще давать ссылки на ресурсы поддержки, указывать телефоны доверия социальных, психологических служб, а также адреса кризисных центров.
Кстати, 16 апреля Михаил Игоревич отмечал свой очередной день рождения, с чем его тепло поздравили журналисты и организаторы семинара.