Никас Сафронов — один из самых известных российских художников-профессионалов, сумевший добиться мирового признания. Однако с его произведениями большинство знакомо в основном по журнальным репродукциям, потому что большая часть картин художника находится в частных коллекциях в России и за рубежом, украшает музеи Западной Европы и Америки. Но вот удача, 27 ноября [2022 года] в Национальном музее РБ состоялось официальное открытие выставки заслуженного художника России с участием… самого автора!
Вниманию публики были представлены более 80 новых работ автора в различных жанрах: пейзажи, натюрморты, портреты знаменитостей, сюжетные композиции и прочее. Ваш корреспондент побывал на открытии выставки и во время презентации задал Мастеру ряд вопросов.
— Никас, очень редкое имя, это творческий псевдоним?
— Моя мама, Сафронова Анна Федоровна, полулитовка-полуфиннка из литовского города Паневежис, отсюда литовское имя Никас.
— Сколько картин нужно написать художнику, чтобы прославить свое имя?
— Одну. Например, «Мона Лиза», она же «Джоконда».
— Никас Степанович, вы добились мирового признания. У вас есть своя собственная «формула успеха»?
— Профессионализм, духовность, обязательность в деле и слове, позитив — вот, наверное, основное. А еще обязательно надо иметь царя в голове и Бога в душе. Также верить в свою звезду и свои силы. Остальные дополнительные факторы — это грамотная речь и умение создать интригу, интерес к своему творчеству.
— В ваших ранних картинах да и в нынешнем творчестве много обнаженной натуры. Можно вас назвать эротическим художником?
— Категорически с этим не согласен. Хотя неожиданно для себя в 90-м году я попал во французский каталог ведущих эротических художников мира, я никогда не думал, что я эротический художник…
— «Художник должен быть голодным». Одни согласны с этим утверждением, другие готовы поспорить. А как относятся к деньгам и прочим материальным благам сами творцы?
— Все зависит от того, где ты находишься. Если ты живешь, скажем, на необитаемом острове, то зависишь только от той рыбы, которую поймаешь, и от живности, которая там обитает, и деньги тут уже ни при чем. Другое дело, если ты живешь в городе, где нужно иметь мастерскую, если ты художник, квартиру, какие-то необходимые вещи, твои близкие должны быть обеспечены и здоровы, а дети — иметь возможность получить хорошее образование. Вот, пожалуй, минимум, без которого, получается, нельзя прожить. Деньги деньгам рознь, да и не в деньгах счастье. Но в небольших деньгах существует потребность любого нормального человека. А вот когда человек говорит, что у него пять яхт и он хочет купить еще, это уже не счастье, это, скорее всего, болезнь.
— Что самое главное в творческой профессии? Ведь бывают и взлеты, и падения…
— Вера в себя, в свою звезду. Также необходимо верить в то, что все у тебя будет хорошо! Всегда быть позитивным и все время совершенствоваться, узнавать, изучать что-то новое, учиться на своих ошибках. Когда в молодости я сдавал на права, инструктор по вождению пожелал мне побольше маленьких аварий. Я полностью с ним согласен. Пусть у каждого человека будут маленькие неудачи, которые в дальнейшем позволят ему избежать большой беды.
— В любой творческой среде бывают конфликты, споры, обиды, противостояния. Есть ли у вас недоброжелатели, и как вы к ним относитесь?
— К сожалению, есть. Хотя в силу моей природной духовности я прощаю людей за их ошибки. Мне могут не простить, но я прощаю. Надо быть выше, благородней, мудрей. У меня был период, когда я очень переживал из-за подлости определенных людей и мысленно желал им зла. Когда я однажды проверил свою ауру, то она была частично нарушена, испещрена трещинами. И тогда я понял, что нужно просто помолиться за тех, кто причинил тебе зло. И когда сделал это и отпустил злость, аура восстановилась. И пошло свечение такое, как будто у меня над головой не один, а три-четыре ангела.
— Западными коллекционерами куплено более 700 ваших картин. Среди нынешних их владельцев — Софи Лорен, Пьер Карден, Жерар Депардье, Дайана Росс, Монтсеррат Кабалье, Пьер Ришар, Жан-Поль Бельмондо, Мадонна, Ричард Гир, Стивен Сигал и многие другие выдающиеся личности. Создается впечатление, что художник Никас Сафронов известен многим в первую очередь тем, что рисует портреты богатых людей за большие деньги. А простой человек может приобрести ваши картины?
— А зачем ему их приобретать? Ходите в музеи, посещайте выставки — смотрите! У меня очень много любимых художников: например, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Брейгель, Ван Эйк, Уильям Тернер. Но я тоже, пусть человек не бедный, не могу себе позволить приобрести картины этих великих мастеров. Хотя при желании… Был такой случай, в Москве на выставке один посетитель купил у меня картину за 10 тысяч долларов. Я ему предложил охрану, чтобы донести ее до машины. Не надо, отвечает он, я на метро. Да вроде бы нет среди моих клиентов людей, ездящих на метро! Оказывается, он восемь лет копил на эту картину. Отказывал себе во всем необходимом, экономил на элементарных бытовых мелочах, ну просто у человека была мечта. Я вернул ему половину денег за картину, дал свою машину и отправил домой.
— Вам не чужда благотворительность?
— Как-то в детстве я прочитал: три копейки заработал — одну отдай на благотворительность. Я отдаю две. И всегда молюсь за здоровье своих близких, и еще молюсь, чтобы Господь дал мне силы помогать людям. На заработанные средства я содержу две художественные школы, имею собственный благотворительный фонд, построил храм, помогаю своим родным и близким. Но хвастаться этим я бы не хотел…
— Если бы сейчас у вас появилась машина времени, в какой эпохе вы захотели бы жить?
— Как сказал один из великих: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Я часто общаюсь, разговариваю с творческими людьми и нередко обнаруживаю, что они хотели бы жить в то или иное время. Обычно все хотят жить в Париже прошлых веков, в Италии во времена Леонардо. Хотя там были болезни и чума, но все равно людям кажется, что это их время. Я бы остался в своем времени. Хотя всегда чувствовал в себе тягу к морю, и, наверное, случись такой выбор, хотел бы быть пиратом, этаким вольным морским разбойником XV века, — у меня есть такая картина.
— Вы очень много повидали, путешествовали по миру. Ваши первые впечатления об Уфе?
— Надо признать, с Уфой я еще близко не познакомился. Но первое впечатление, несмотря на то, что мы привезли сюда первый снег (шутка), это очень теплый город, всюду вижу красивые, приветливые и улыбчивые лица. Видно, что город богат и самодостаточен. Я благодарен за то, что моя выставка устроена в таком замечательном месте и что мои картины находятся в помещении, освященном историей. Я приехал в Уфу в первый раз, но буду приезжать еще. Планы и перспективы большие. Например, мне уже поступило предложение написать для музея портрет Рудольфа Нуреева. Я с удовольствием возьмусь за эту работу, тем более наброски у меня уже есть. И еще мне приятно, что здесь меня встречают без выпадов, что мы нашли общий язык через творчество, через искусство, которое не имеет границ. Я, в свою очередь, приглашаю вас к себе в Москву, приходите ко мне, посмотрите, там мы и закончим это интервью!
— Спасибо за беседу!
Записал Василий КОРОВКИН, фото автора и Ф. Гильмиярова
газета «Истоки» № 48 (868) от 4 декабря 2013 года