Все новости
СОБЕСЕДНИК
4 Февраля , 14:35

Никас САФРОНОВ: Уфа – очень теплый город!

Никас Сафронов — один из самых известных российских художников-профессионалов, сумевший добиться мирового признания. Однако с его произведениями большинство знакомо в основном по журнальным репродукциям, потому что большая часть картин художника находится в частных коллекциях в России и за рубежом, украшает музеи Западной Европы и Америки. Но вот удача, 27 ноября [2022 года] в Национальном музее РБ состоялось официальное открытие выставки заслуженного художника России с участием… самого автора!

Вниманию публики были представлены более 80 новых работ автора в различных жанрах: пейзажи, натюрморты, портреты знаменитостей, сюжетные композиции и прочее. Ваш корреспондент побывал на открытии выставки и во время презентации задал Мастеру ряд вопросов.

— Никас, очень редкое имя, это творческий псевдоним?

— Моя мама, Сафронова Анна Федоровна, полулитовка-полуфиннка из литовского города Паневежис, отсюда литовское имя Никас.

— Сколько картин нужно написать художнику, чтобы прославить свое имя?

— Одну. Например, «Мона Лиза», она же «Джоконда».

— Никас Степанович, вы добились мирового признания. У вас есть своя собственная «формула успеха»?

— Профессионализм, духовность, обязательность в деле и слове, позитив — вот, наверное, основное. А еще обязательно надо иметь царя в голове и Бога в душе. Также верить в свою звезду и свои силы. Остальные дополнительные факторы — это грамотная речь и умение создать интригу, интерес к своему творчеству.


— В ваших ранних картинах да и в нынешнем творчестве много обнаженной натуры. Можно вас назвать эротическим художником?

— Категорически с этим не согласен. Хотя неожиданно для себя в 90-м году я попал во французский каталог ведущих эротических художников мира, я никогда не думал, что я эротический художник…

— «Художник должен быть голодным». Одни согласны с этим утверждением, другие готовы поспорить. А как относятся к деньгам и прочим материальным благам сами творцы?

— Все зависит от того, где ты находишься. Если ты живешь, скажем, на необитаемом острове, то зависишь только от той рыбы, которую поймаешь, и от живности, которая там обитает, и деньги тут уже ни при чем. Другое дело, если ты живешь в городе, где нужно иметь мастерскую, если ты художник, квартиру, какие-то необходимые вещи, твои близкие должны быть обеспечены и здоровы, а дети — иметь возможность получить хорошее образование. Вот, пожалуй, минимум, без которого, получается, нельзя прожить. Деньги деньгам рознь, да и не в деньгах счастье. Но в небольших деньгах существует потребность любого нормального человека. А вот когда человек говорит, что у него пять яхт и он хочет купить еще, это уже не счастье, это, скорее всего, болезнь.

Никас Сафронов. Две бутылки на зеленом фоне. 2006. Х., м.
Никас Сафронов. Цветочный дух венецианского канала. 2016. Х., м.
Никас Сафронов. Сон о воде на фоне камня. Вода и камень имеют память. 2007. Х., м.
Никас Сафронов. Принц Уильям. Из цикла «Река времени». 2007. Х., м.
Никас Сафронов. Портрет Леонардо Ди Каприо. 2006. Х., м.
Никас Сафронов. Николь Кидман. Из серии «Река времени». 2007. Х., м.
Никас Сафронов. Две бутылки на зеленом фоне. 2006. Х., м.

— Что самое главное в творческой профессии? Ведь бывают и взлеты, и падения…

— Вера в себя, в свою звезду. Также необходимо верить в то, что все у тебя будет хорошо! Всегда быть позитивным и все время совершенствоваться, узнавать, изучать что-то новое, учиться на своих ошибках. Когда в молодости я сдавал на права, инструктор по вождению пожелал мне побольше маленьких аварий. Я полностью с ним согласен. Пусть у каждого человека будут маленькие неудачи, которые в дальнейшем позволят ему избежать большой беды.

— В любой творческой среде бывают конфликты, споры, обиды, противостояния. Есть ли у вас недоброжелатели, и как вы к ним относитесь?

— К сожалению, есть. Хотя в силу моей природной духовности я прощаю людей за их ошибки. Мне могут не простить, но я прощаю. Надо быть выше, благородней, мудрей. У меня был период, когда я очень переживал из-за подлости определенных людей и мысленно желал им зла. Когда я однажды проверил свою ауру, то она была частично нарушена, испещрена трещинами. И тогда я понял, что нужно просто помолиться за тех, кто причинил тебе зло. И когда сделал это и отпустил злость, аура восстановилась. И пошло свечение такое, как будто у меня над головой не один, а три-четыре ангела.

— Западными коллекционерами куплено более 700 ваших картин. Среди нынешних их владельцев — Софи Лорен, Пьер Карден, Жерар Депардье, Дайана Росс, Монтсеррат Кабалье, Пьер Ришар, Жан-Поль Бельмондо, Мадонна, Ричард Гир, Стивен Сигал и многие другие выдающиеся личности. Создается впечатление, что художник Никас Сафронов известен многим в первую очередь тем, что рисует портреты богатых людей за большие деньги. А простой человек может приобрести ваши картины?

— А зачем ему их приобретать? Ходите в музеи, посещайте выставки — смотрите! У меня очень много любимых художников: например, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Брейгель, Ван Эйк, Уильям Тернер. Но я тоже, пусть человек не бедный, не могу себе позволить приобрести картины этих великих мастеров. Хотя при желании… Был такой случай, в Москве на выставке один посетитель купил у меня картину за 10 тысяч долларов. Я ему предложил охрану, чтобы донести ее до машины. Не надо, отвечает он, я на метро. Да вроде бы нет среди моих клиентов людей, ездящих на метро! Оказывается, он восемь лет копил на эту картину. Отказывал себе во всем необходимом, экономил на элементарных бытовых мелочах, ну просто у человека была мечта. Я вернул ему половину денег за картину, дал свою машину и отправил домой.

— Вам не чужда благотворительность?

— Как-то в детстве я прочитал: три копейки заработал — одну отдай на благотворительность. Я отдаю две. И всегда молюсь за здоровье своих близких, и еще молюсь, чтобы Господь дал мне силы помогать людям. На заработанные средства я содержу две художественные школы, имею собственный благотворительный фонд, построил храм, помогаю своим родным и близким. Но хвастаться этим я бы не хотел…

— Если бы сейчас у вас появилась машина времени, в какой эпохе вы захотели бы жить?

— Как сказал один из великих: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Я часто общаюсь, разговариваю с творческими людьми и нередко обнаруживаю, что они хотели бы жить в то или иное время. Обычно все хотят жить в Париже прошлых веков, в Италии во времена Леонардо. Хотя там были болезни и чума, но все равно людям кажется, что это их время. Я бы остался в своем времени. Хотя всегда чувствовал в себе тягу к морю, и, наверное, случись такой выбор, хотел бы быть пиратом, этаким вольным морским разбойником XV века, — у меня есть такая картина.

— Вы очень много повидали, путешествовали по миру. Ваши первые впечатления об Уфе?

— Надо признать, с Уфой я еще близко не познакомился. Но первое впечатление, несмотря на то, что мы привезли сюда первый снег (шутка), это очень теплый город, всюду вижу красивые, приветливые и улыбчивые лица. Видно, что город богат и самодостаточен. Я благодарен за то, что моя выставка устроена в таком замечательном месте и что мои картины находятся в помещении, освященном историей. Я приехал в Уфу в первый раз, но буду приезжать еще. Планы и перспективы большие. Например, мне уже поступило предложение написать для музея портрет Рудольфа Нуреева. Я с удовольствием возьмусь за эту работу, тем более наброски у меня уже есть. И еще мне приятно, что здесь меня встречают без выпадов, что мы нашли общий язык через творчество, через искусство, которое не имеет границ. Я, в свою очередь, приглашаю вас к себе в Москву, приходите ко мне, посмотрите, там мы и закончим это интервью!

— Спасибо за беседу!

Записал Василий КОРОВКИН, фото автора и Ф. Гильмиярова

газета «Истоки» № 48 (868) от 4 декабря 2013 года

Авторы:Записал Василий КОРОВКИНфото автора и Ф. Гильмиярова
Читайте нас: