Все новости
СОБЕСЕДНИК
11 Мая 2023, 15:10

Мы оперу, мы оперу, мы очень любим оперу

С большим интересом в последнее время я читал материалы, посвященные башкирской национальной опере. Откуда же взялись интерес и даже удовольствие при знакомстве с достаточно специфическим предметом?

Согласитесь, что опера не самое массовое искусство, тем более в нашем городе, не говоря о республике.

Из моих знакомых в оперу ходят те, кого можно назвать рафинированными интеллигентами, а таких людей у нас все меньше и меньше. Про национальный состав зрителей даже говорить не буду.

О своем зрительском опыте я скажу ниже, а пока отмечу следующее обстоятельство, которое мне кажется важным – в истории возникновения башкирской оперы как в капле воды отражается история появления всей современной башкирской культуры. Об этом я писал в своей книге «как большевики создали башкирскую и татарскую литературу и театр».

И вот в изучаемых текстах мы видим этот процесс в чистом виде. Вот никакой оперы не существует, вот вопрос рассматривается в партийных органах, вот появляется приказ, выделяются средства, привлекаются специалисты, начинается работа. Появляются первые, еще слабые варианты опер, потом они дорабатываются, ставятся, появляется критика, снова приказы партийных органов, которые держали руку на пульсе, и в конечном итоге результат – башкирская опера, просим любить и жаловать.

Процесс этот отражен в текстах и документах максимально подробно. Если хотите, могу приложить список изученной литературы.

Этим можно было бы ограничиться, ведь процесс ничем не отличается от появления в республике нефтепереработки – так же приехали со стороны специалисты, нашли нефть, пробурили скважины, построили нефтезаводы. Так появилась башкирская нефтедобыча и нефтепереработка. Она башкирская, поскольку не просто находится на территории республики, но и играет важную роль в жизни народа. Существуют башкиры нефтяники со своим образом жизни, они влияют на судьбу народа и так далее.

Можно ли сказать тоже самое о башкирской опере? Давайте вместе с вами рассмотрим несколько произведений, прежде чем ответить на этот вопрос.

Как известно, первой оперой, поставленной Башкирским драмтеатром была «Прекрасная мельничиха», что весьма показательно. А первой собственно башкирской – «Хакмар» М. Валеева по одноименной драме Сагита Мифтахова. В ней рассказывается о борьбе за установление колхозного строя, как передовые юноша и девушка Юлай и Айхылу борются против кулаков за лучшую жизнь.

Легко догадаться, что это, мягко говоря, неправда. Из существующих исследований установления колхозного строя известно, что никакой борьбы не было, поскольку кулаки были незамедлительно репрессированы, у них никто не спрашивал их точки зрения, с ними никто не дискутировал. И только задним числом, когда они лежали в могилах, их со сцены оперного театра разоблачали как врагов народа.

Кстати, такая схема применялась во всех случаях – никто не спрашивал мнения Мухаметши Бурангулова или Рами Гарипова, первого молча посадили, второй, как считается, молча умер сам. Таких примеров можно привести достаточно. Никаких дискуссий не было. То есть можно сказать расширительно, что в советское время Башкирия была обществом, в котором никаких дискуссий не было как разновидностей общественного разговора.

То есть это как если бы был построен нефтезавод, но давал бы он только газ, который улетучивался в небо красивым фонтаном. А где же бензин? Этот вопрос считался бы неуместным.

И таким образом можно разобрать каждую оперу, и в каждой из них мы найдём такого рода, мягко говоря, несоответствия.

Какой же вывод из этого следует?

Во-первых, что опера вводит в заблуждение зрителя. Он хотел бы может быть защищать колхозы, но их защищать не надо, с ними все хорошо. Он хотел бы взять пример с кулака, может быть, но кулаков просто не существует. И как тут быть? В чем нравственное значение оперы? В чем художественная ценность? Их просто нет, а есть пропаганда коммунистической партии, которая задним числом оправдывает репрессии. Ты сирота, парень, потому что мы за дело убили твоих маму и папу. Они были кулаки. Зато ты теперь можешь работать в колхозе. За трудодни.

Во-вторых, кулаков у башкир не было, а были люди богатые и бедные. И опера рисовала черными красками одних, и белыми красками других, иначе говоря, давала установку на бедность. Что так же не в национальных интересах ни одного народа на земле.

В-третьих, слушатель рисовал в своем сознании фантасмагорическую картину миру, которая никак не билась с реальной жизнью. Так, как вели себя люди на сцене, как они разговаривали и пели, они не вели себя в жизни. Я не хочу сказать, что в жизни люди поют, я имею в виду мотивацию.

Собственно, из всего этого следует единственный логичный вывод – башкирская опера есть инструмент пропаганды коммунистических идей на башкирском языке, а вовсе не национальная опера.

Не случайно после краха Советской власти оперы на башкирском языке практически прекратились ставиться. Пока они шли, я их посмотрел практически все.

Один только Салават Низамутдинов пытался вдохнуть в оперу жизнь с позиции атомизированного башкира. К сожалению, попытка была обречена на провал.

Я смотрел почти все его спектакли, мы с ним были дружны, мы спорили о его работе, благодаря мне он написал свои лучшие работы – песни на стихи Пауля Госсена, с которыми я его познакомил.

После его смерти его оперы не идут на сцене. Сегодня оперный театр ставит русские и иностранные оперы. Что и требовалось доказать.

Что с этим всем делать, вопрос, конечно, интересный. Но поскольку никаких дискуссий не ожидается, да и время сейчас неподходящее, возможно, что вопрос будет оставлен на усмотрение будущих поколений. Им же тоже надо над чем-то ломать голову, как думаете?

Автор:Айдар Хусаинов
Читайте нас: