Все новости
СОБЕСЕДНИК
16 Декабря 2021, 22:10

Будущее - это сегодня

Сегодня – это основа для совместного созидания. Форум «Международная неделя бизнеса – 2021: инвестиции в будущее» – это великолепное подведение итогов тяжёлого года. На форуме не только обсудили будущее и планы по развитию Республики Башкортостан в содружестве с зарубежными деловыми партнёрами, но и представили новейшие разработки в разных областях.

В рамках деловой программы состоится секция "Перспективы беспилотной авиации: от кластеров к отрасли". В числе вопросов – создание производства, инфраструктуры, а также строительство испытательного полигона, вопросы безопасности воздушного пространства и другие.

В Конгресс-холле "Торатау" партнеры форума – представители российской компании "Геоскан" демонстрируют собственные разработки.

О стенде беспилотников и развитии дронов в республике с нами беседовал представитель АНО "Центр стратегических разработок" Дим Булатов.

Интервьюер: Добрый день. Это беспилотники, верно?

Дим Булатов: В рамках деловой программы здесь мы проводим презентационную «Гипердрон Башкортостан» – это инженерно-технический конкурс среди студентов колледжей, вузов и разного рода высших учебных заведений. Основной целью конкурса является построение системы опережающей подготовки кадров для беспилотного кластера Республики Башкортостан. Здесь ребята оттачивают мастерство.

Как вы видите, сегодня мы представляем наши наработки: квадрокоптер совершает полет в автоматическом режиме (этот режим программируется параллельно полёту на компьютере, как вы видите). Задача коптера – обрисовка 3D-моделей: дрон должен подняться с камерой, облететь человека и передать на компьютер модель отсканированного человека.

И: Вы говорите об «автоматическом режиме», но я вижу, что у техников имеются пульты в руках.

Д: Да, имеется стандартное ручное управление, но сейчас с данного пульта запускается только двигатель, происходит старт и конец программы, в то время как весь остальной полёт осуществляется в автономном режиме.

И: А если произошла нештатная ситуация, и дрон полетел в сторону человека, то программа, как бы это определить… что человеку грозит опасность и как-то изменить траекторию полёта?

Д: Сейчас мы отработали этот вопрос, и программа четко видит траекторию своего полёта. Но здесь мы, руководствуясь техникой безопасности, установили защитную сетку, чтобы она не поранила человека.

И: Массовое производство безбилетников планируется? Я правильно понимаю, что это проекты присутствующих здесь ребят – студентов?

Д: Полёт и сканирование – это идея и реализация студентов. Вообще, задача нашего конкурса – выстроить готовые технологические и кадровые решения для предприятий и органов власти. Перед нашими подопечными будет стоять задача разработки и внедрения технологий беспилотной авиации, выбор сопутствующих технологий и эффективных решений. По результатам конкурса у нас будут готовые решения по созданию уникального продукта для решения конкретных

задач, в том числе кадровые: то есть, если ребята, создающие данный проект, могут и реализовать его с нашей помощью. Мы предполагаем, что заказчика данного продукта мы сможем привлечь ещё на этапе конкурса, после чего вместе с ним будем отрабатывать необходимую технологию по его запросу.

И: То есть, вы хотите создать точный, клиентоориентированный продукт?

Д: Да, у ребят, по результатам конкурса, будут первые отзывы, первые работы и первые монетизации компетентности.

И: Фактически вы говорите о создании готовых технических кадров.

Д: Да. Хочу сказать про успехи нашей команды. В 2021 году на федеральном конкурсе учувствовало 56 команд: отбор прошло всего 6. Две из Республики Башкортостан: команда «Умелец» от УДК УНПО и команда уфимского авиационного техникума. Эти команды заняли призовые места: они сделали шоу дронов – это достаточно сложное задание. Были продемонстрированы картины, символизирующие Республику, состоящие из пятидесяти дронов, пятидесяти дронов! Мы лишь ориентируем ребят на новые технологии, а они корректируют этот курс.

И: Где будущий заказчик может ознакомиться с этой программой?

Д: Смотрите, сейчас мы даем своим ребятам полную свободу действия: они находятся в полете фантазии – найти применимость к своему проекту в той или иной сфере. Например, применимость дронов для предприятий «Башнефть». Наши подопечные предлагают свои варианты, и уже мы привлекаем партнеров. Мы собираемся исходить из рациональной идеи применения наших разработок.

И: То есть, вы даете ребятам полный карт-бланш?

Д: Да, вы правы. Это «Поколение Z»: им нужны только такие творческие вызовы, не требуется постановка четкой задачи. Мы не видим смысла ограничивать идеи наших ребят: им нужна свобода творчества.

И: А сейчас вы можете приблизительно сказать, сколько составляет стоимость такого квадрокоптера?

Д: Беспилотники представлены нашим технологическим партнером – компанией «Геоскан». Вот квадрокоптер, который можно использовать в повседневной жизни, стоит порядка 10 000 рублей, более мощный – до 110 000 рублей, но это достаточно серьезные модели. «Пионер-мини» – это обучающий комплекс для студентов и школьников, обучающихся в рамках нашего проекта. Обратите внимание, здесь имеется возможность дополнительной нагрузки и светодиодов и разного рода магнитных подвесов для исполнения логистических задач (подвесить груз и доставить его в пункт назначения – это программа вчерашнего дня).

И: Какая грузоподъёмность у этих дронов?

Д: У самого маленького – порядка 10 грамм, средний – 250 грамм, большие модели – более килограмма.

И: Какой функционал у самого большого дрона, представленного сегодня? У них есть камера и дополнительные подвесы?

Д: Камерой оснащены все квадрокоптеры – можно сказать, что это их базовая комплектация. Функционал самый разнообразный.

И: Технически это можно использовать даже в быту, допустим, при фотографии и съемки какого-то домашнего фильма?

Д: Конечно, но подобная задача требует более мощной камеры – всё зависит от вашего предпочтения и грузоподъёмности самого квадрокоптера. Со всеми характеристиками вы можете ознакомиться на сайте «Геоскан». Сегодня к нам даже подходили люди и спрашивали, где можно такое приобрести. Была девушка, интересовавшаяся дроном с целью снятия эффектного селфи. Как вы понимаете, запросы могут быть самыми разными.

И: Где планируется производство дронов?

Д: Производство этих безбилетников сейчас базируется в Санкт-Петербурге. У нас будет техзадание по сборке на конкурсе в 2022 году – «Кибертрон. Башкортостан». По стоимости 25 тысяч рублей – один комплект студенческий, для того, чтобы самим сконструировать квадрокоптер с нуля, запрограммировать его и использовать.

И: Как произошло партнёрство с Санкт-Петербургом, это какой-то Национальный проект?

Д: Компания «Геоскан» входит в беспилотный кластер – она наш непосредственный технологический партнер. Компания проводит конкурс федерального уровня «Кибедорон», а мы проводим лишь региональный этап.

Более подробно о процессе создания, разработке и комплектации сообщил программист компании «Геоскан» Ренат Азибаев.

И: Скажите, пожалуйста, сколько вам лет? Вы участник этого проекта?

Р: Мне 22 года. Нет, я программист компании «Геоскан».

И: Как происходит процесс создания дрона? Вы сами их вручную собираете?

Р: «Геоскан» – это компания полного цикла производства, то есть, все квадрокоптеры у нас производятся в Санкт-Петербурге: весь софт, все составные детали, всё, кроме, естественно, пластика, производства которого в России просто нет. Все комплектующие, недостающие детали производятся в Питере и собираются там же на производстве.

И: То есть в республику поступает готовый продукт.

Р: У квадрокоптеров сейчас есть несколько направлений, в которых ведётся разработка. Я занимаюсь направлением образования, то есть учебно-методическими комплексами «Пионер». Так как это «учебно-методический» комплекс, поэтому он предназначен для обучения детей, студентов и школьников, и по этой же причине все коптеры у нас представлены как некая сборная модель-конструктор. Обучиться сборке и программированию достаточно легко. Всё приходит с опытом.

И: А у вас какое образование?

Р: У меня высшее техническое образование. Я – бакалавр «Высшей школы экономики».

И: Как вы думаете, какое будущее у дронов?

Р: У дронов в принципе безграничное будущее. Сегодня производство нового поколения дронов стопорится из-за неидеальности элементов питания, то есть мы можем взять большой квадрокоптер, запустить его далеко и надолго, перевозить грузы по всей России. Однако у нас нет достаточно экологичных и долговечных аккумуляторов, а двигатель внутреннего сгорания не может быть здесь применён.

И: Какой средний объём аккумулятора дрона?

Р: В основном, у всех коптеров максимальная длительность полёта менее часа. Сейчас идёт активная разработка логистических коптеров, которые могут переносить грузы до 150 килограмм на расстояние до 100 км. План минимум для России на будущий 2023 год: протестировать некий грузовой дрон на большое расстояние – это позволит использовать их в «Почте России» и отдаленных районах Сибири.

И: Представляется какое-то футуристичное будущее, если честно.

Р: Эта технология уже используется во всем мире. В Австралии и Америке доставка дронами – это совершенно обыкновенная вещь. Как бы фантастично это ни звучало, но это уже наша реальность, которая ставит перед нами новые задачи. С помощью коптеров можно фиксировать нарушения ПДД, вычислять скорость движения автомобиля и регулировать многие сферы человеческой жизни.

Один из стендов форума был посвящён другому виду роботостроения – развлекательному. О том, как можно познакомиться с «общительным дроном» рассказала оператор роботов Наталья Матвеева.

И: Скажите, какое чудо техники вы представляете сегодня?

Н: Мы представляем разработку «промо-бота» из Перми, но мы приехали сюда из Москвы, где такие дроны сдаём в аренду.

И: Где можно арендовать такого робота?

Н: Компания «Rent Robot». Аренду можно произвести на нашем сайте и там же ознакомиться со всем ассортиментом. В Москве. Сегодня мы представляем робота, имеющего подобие искусственного интеллекта: он умеет распознавать речь и лица. Может поддержать любой диалог. По своему уровню он похож на «Алису».

И: Что будет, если поставить два таких робота друг напротив друга?

Н: Они будут разговаривать между собой. Сегодня мы представляем ещё «робота-собаку»: это развлекательная модель. Она не умеет разговаривать, а только прыгать, ходить, прогибаться, вставать на задние лапы и танцевать.

Автор:Владислав Бурухин
Читайте нас: