Артист и волшебник Айрат Ахметшин
Все новости
СОБЕСЕДНИК
16 Ноября 2021, 16:32

Светлое будущее искусства: арт-резиденция в Бирске. Часть вторая

Интервью с учредителями проекта «Бирская арт-резиденция» – Ольгой ФРОЛОВОЙ и Игорем БУЛЫГИНЫМ

Китайские художники Юй Гэ и Дзяо Сюэбин с президентом ТСХР в РБ Владом Пеговым и переводчиком Маргаритой Байназовой
Китайские художники Юй Гэ и Дзяо Сюэбин с президентом ТСХР в РБ Владом Пеговым и переводчиком Маргаритой Байназовой

И: Разве ART-резиденция в Бирске не начала функционировать? В прошлом году в рамках фестиваля "БашкортARTстан" проводилась онлайн-выставка "We ART", куратором которой были вы. Это международная выставка – большое достижение, как для фестиваля, так и для всего культурного пространства республики. Большое участие в проведении выставки, насколько мне известно, показала Бирская международная АРТ-резиденция.

 

Игорь БУЛЫГИН: Да. Арт-резиденция имеет пока формат «онлайн». И эта заслуга Оли Фроловой. Нужно отметить, что до онлайн-выставки давно жила идея, но её озвучил мне в личной беседе Владислав Пегов – президент РОО Международной федерации художников «Творческий союз художников» в РБ.

Бирск географически удобен: он в часе езды от Уфы находится. А сохранившаяся архитектура даёт возможность найти художнику вдохновение. Каждый уголок города уже готов для того, чтобы художник расположился с этюдником и холстом. Проведение пленэра в 2019 году – это плод совместной работы ТСХ и администрации города. Мне, как общественнику (член ТСХР), удалось заинтересовать идеей о проведении международного пленэра в городе руководителя детской школы искусств – Искандарова. Затем начальника отдела культуры и главу ... Это долгий административный путь. В результате мы можем говорить о создании на территории Бирска полноценной арт-резиденции. Сейчас передо мной лежит задача уже в следующем году дать резиденции прописку: в данный момент ведутся переговоры. Предполагаемое место для резиденции – это памятник архитектуры «Дом купца Горохова». В советское время вмещал в себе военный комиссариат, в 2022 (надеюсь) вместит и художников.

Сам дом находится в исторической части города – это станет нашей визитной карточкой. Сейчас помещения отапливаются и часть отданы фольклорным группам: там репетируют и ткут этнические ковры. Но дом в культурном, социальном плане не развивается и не окупается. Это место может медленно погибнуть, если не провести частичную реконструкцию.

Вообще арт-резиденции и возникают в заброшенных местах. Но дом ещё жив ... Если появится канализация, водопровод, если удастся получить грант ... Можно говорить и об отдачи и о развитии самой инфраструктуры. А пока только личный энтузиазм и совместная работа с администрацией города...

 

О: Да, выставка «We Art» была создана, она существует, её можно в любой момент посмотреть, она никуда не делась из пространства интернета. Она опубликована на YouTube-канале творческого Союза художников России: все желающие могут её найти.

Достаточно интересно получилось: изголодавшиеся по общению художники разных стран просто завалили меня заявками – из планируемых 40 получилось 160 участников. Я считаю, что это получился достаточно интересный проект, но, будем честны, он больше похож на презентацию «А вот, посмотрите, кто у нас в мире искусства тут живёт». На выставке есть работы разной силы. В целом, это такой поперечный срез не столько мирового искусства, сколько моего круга знакомств: друзья моих друзей и товарищи из фейсбука. Но, с другой стороны, выставка и планировалась, как дружеский, тёплый проект, просто получился несколько масштабнее, чем думалось.

Да, от бирского сообщества художников достаточно большой процент участников в этой выставке «We Art».

Дом Горохова
Дом Горохова
Дом Горохова
Дом Горохова

И: Как сейчас вы сотрудничаете с резиденцией? Какие проекты сейчас задействованы в ней? Или можно сказать, что она сама все ещё "проект"?

О: Да, вы совершенно правы, резиденция всё ещё на стадии проекта. Когда учредят саму организацию официально («Бирская арт-резеденция» – это рабочее название), будет ли нам предоставлен «дом Горохова» – этого не знаем, потому что у бирского исторического музея заканчивается аренда в этом году, и удастся ли её продлить – мы не знаем, но места, на которое мы рассчитываем, просто шикарные. Если бы вы там побывали, то увидели бы, какие возможности заложены в том месте.

И: На утверждение как-то повлияет форум, о котором вы упоминали? Очень интересно, когда же люди смогут в полный голос говорить о нашей ART-резиденции.

О: Форум если и повлияет, то косвенно: он скорее нужен для того, чтобы набрать больше данных и научиться делать «арт-резиденции» не только с точки зрения технической, но и с морально-этической. Что можно, что нельзя – это всё будет обсуждаться в первую очередь для поддержки уже существующих резиденций.

Вот, представители форума периодически мне пишут и спрашивают: «Как там ваша резиденция?». А наш воз и ныне там, но если присмотреться, то хоть она и не функционирует, но запуск уже не за горами.

«В полный голос» мы говорим с опаской, так как не принято хвастаться, пока ничего не сделано. Если рассудить, то мы сейчас говорим о мечтах, а не говорить о них – тоже сложно. Когда планировался первый международный симпозиум, который состоялся в Бирске – «Art Heart» изначально планировался в Уфе, и тогда я была ещё не знакома даже с Бирском, с Игорем Булыгиным.

Я действительно очень много говорила о том, что собираюсь сделать, но в какой-то момент, после долгих поисков поддержки, поняла, что одним Творческим союзом мы не справимся, и надо просто всем сказать: «Ребята мы хотели, но не получилось». Именно это письмо видел Игорь Булыгин, который вот буквально только за день до этого зарегистрировался на Facebook: он написал мне с предложением провести мероприятие в Бирске. Я просто до потолка прыгала: есть куда пригласить китайских художников – они до сих пор пишут о том, что скучают и как хотят снова приехать.

 

Бирская крепость
Бирская крепость

И: А вот опять же, непосвящённые люди, никак не связанные с искусством, простые зрители, ценители могут что-то сделать для реализации этого масштабного проекта? Думается, что многие неравнодушные захотят принять участие.

Игорь БУЛЫГИН: Мы ожидаем зрителей на открытии весенней выставки, на которой (если все получится с грантом ...) состоится открытие или знакомство местных жителей с новым статусом дома. Двери откроются всем. Будет звучать музыка, и зритель окунется в искусство. Живопись, графика, фото, видео-арт, стрит-арт – все это должно найти положительный отклик в умах и сердцах людей.

Возможно, после появится и спонсор...

О: Мне кажется, если будут какие-то волонтеры, то очень кстати. Если кто-то захочет спонсировать это предприятие – это будет круто! Потому что во многом проект упирается именно в деньги.

И: Куда волонтёры могут обратиться, чтобы стать частью этих планов?

О: Пока что они могут обратиться ко мне напрямую, или к Игорю: я могу просто записывать, кто что может и на что готов ради проекта. Всё что есть на данный момент – это то, что мы осмотрели «дом Горохова» (повторюсь, неизвестно, будет ли аренда продлена), в принципе, можно начинать с уборки на территории, если найдутся волонтёры. Первый наш шаг – убедиться, что аренда продлена; второй – зарегистрироваться как какое-то МК, чтобы уже иметь возможность подавать заявку на гранты.

Я, несмотря на все свои «пылающие стремления», «пламенные порывы», я вынуждена сейчас работать для того чтобы просто жизнь, и моя работа отнюдь никак не связана с резиденциями и художественным кластером. Просто работа. Но надо бы перестроить свою жизнь так, чтобы работать надо резиденции, но при этом иметь возможность выживать. Надо хорошенько поломать голову, как это всё организовать, как разнонаправлено жить.

И: Современная обстановка заставляет нас больше задуматься о своём существовании, нежели о «духовном комфорте» и искусстве.

А сам проект подразумевает финансовую поддержку участников? Или только развивает культурный фон?

Было бы неплохо, если бы участники получили какую-то отдачу за потраченные силы, время и средства.

О: Всё упирается в финансы. Если бы была финансовая поддержка, то мы достаточно быстро привели бы место в достойный вид и могли бы заниматься исключительно резиденцией: убраться, сделать косметический ремонт, оборудовать комнату для мастерских. Возможно, поначалу художники будут жить в другом месте, например, в гостинице. Или ещё есть популярный и любимый формат, пришедший к нам из Индии: жить в семьях локального «Community». Но в идеале, чтобы художники жили и творили в одном здании, по умолчанию должны быть мастерские и гостиницы, также (так как с нами ещё находятся представители других направлений и видов искусства) оборудованные места с хорошей акустикой (они там уже потенциально есть) и «куда поставить рояль» условно.

Возможно, арт-резиденция могла бы быть самоокупаемой, если бы на базе были какие-то студии, покрывающие расходы существования резиденции. В таком случае, да, мы сможем финансово поддерживать резидентов вплоть до того покрытия расходов за транспортировку из другой страны, или другого города, поселить, предоставить питание и материалы. Без этого резиденция – не резиденция.

В некоторых иностранных резиденциях выплачивают ещё и стипендии участникам: в Екатеринбурге есть такая. Некоторые резиденции наоборот взимают плату за приезд и проживание – это более коммерческое направление совершенно другого плана.

И: Интересная модель: жить в семьях местного населения. Вы думаете, что такая модель может у нас прижиться? Сколько людей согласилось бы принять иностранца на несколько недель?

О: Вот именно, что на несколько дней и не больше, либо меняться: неделю у нас, неделю у вас. Но, честно говоря, сложилось впечатление о Бирске, как об очень гостеприимном городе. Например, когда мы ездили в марийскую деревню Бахтыбаево, то нас оттуда не хотели выпускать: у меня даже сложилось, осталось ощущение, что мы обидели некоторых жителей деревни, к которым попросту не успели зайти из-за спешки на встречу с телеканалом «Культура».

Марийская деревня Бахтыбаево
Марийская деревня Бахтыбаево

И: Вы, я так понимаю, не хотите развиваться в таком коммерческом направлении, когда художники сами платят за пребывание в резиденции?

О: Да, лично я бы не хотела развиваться в этом направлении, потому что это разнится с моим видением проекта.

И: А какое видение проекта у Игоря? Во всём ли вы с ним согласны?

О: Во многом наши видения сходятся, насколько я смогла оценить по тому, как мы провели бирский симпозиум. Описывать его видение – для меня это достаточно сложно: просто в процессе создания симпозиума я поняла, что нам с ним легко работать.

И: А вы общались с самим «Community»? Что оно думает по поводу проекта, быть может, были какие-то предложения?

О: Мы не проводили опрос, но мы смотрели на реакцию участников пленэра в 2021 году. Реакция людей было очень позитивная, с интересом. Но стоит понимать, что синтез ведь не обязательно состоит в том, что художник рисует, а у него за спиной стоят и смотрят: когда художники будут жить на территории и зрители будут об этом знать, приходить и как-то взаимодействовать – этот то, к чему мы стремимся. В резиденциях принято так: человек должен что-то (что угодно) привнести в это «Community». Некоторые проводят мастер-классы по кухне своего народа, кто-то читает лекции по искусствоведению, кто-то играет с детьми – в общем, что-то, что способствует установлению позитивных межкультурных отношений.

Кстати, по поводу термина «Community». Он очень ёмкий, но, на самом деле, его надо уточнить: что он означает. В 2019 году был круглый стол в Бирске по поводу создания арт-резиденции, где присутствовали директор бирского исторического музея (он и принимал на своей территории нас) Антонов Антон Андреевич, несколько просто сочувствующих и люди искусства, наш переводчик Маргарита Байназова, Евгения Лаздина – архитекторы и участницы бирского пленэра. От этих людей прозвучало намерение создать на территории Республики арт-резиденцию. 

И: Завершая наш разговор, хочется задать вопрос: чем, по вашему мнению, плодородна наша Республика для синтеза таких сообществ и проектов? Международные связи мы уже имеем, имеем развитую структуру и гостеприимный народ, имеем творческие объединения и желание развиваться. Чего же нам не хватает?

О: Нам осталось организовать «арт-резиденцию» в прямом смысле слова: достроить здание, создать условия для жизни и работы художников, создать рабочие места для куратора резиденции, администратора и всех, кто будет обеспечивать беспроблемный быт и искусство. А также найти, откуда платить этим людям. Я пока не представляю, как это будет. Я знаю о существовании интересного формата в Екатеринбурге: застройщик в жилом комплексе отдал две квартиры на первом этаже под арт-резиденцию. Заключили контракт с администратором и куратором. Этот же застройщик платит нужную сумму для поддержания резиденции: зарплаты – администраторам, стипендию – художникам. Это круто! Психологический портрет этого человека, или группы людей, рисуется достаточно непривычным: то есть люди просто ради искусства дают деньги, заработанные своим трудом – для меня звучит как сказка! Можно ли в Башкортостане это воспроизвести, найдутся ли такие люди, готовые поделиться своими средствами? Мы не знаем. Но на этом нельзя зацикливаться, потому что нужно самому стараться сделать так, чтобы сказка воплотилась. Поэтому опираемся сейчас пока на гранты.

На самом деле нам немножко очень не хватает, вы правы.

И: Вы дали очень сильный толчок для людей, которые хотят видеть наш край очагом творческой культуры. Это очень замечательно. Я благодарю вас за то, что уделили время поделиться с нами своими мыслями.

Хочется пожелать вам успехов. Не падайте духом: вы не одиноки в своих стремлениях. Рядом с вами хорошие люди. Творческие связи – одни из самых прочных.

Предыдущая часть
Автор:Владислав Бурухин
Читайте нас: