Все новости
СОБЕСЕДНИК
31 Августа 2021, 15:20

Бабочки вдохновения миром

Интервью с Василисой Вяткиной

Екатерина Устинова
Фото:Екатерина Устинова

«Василиса Вяткина – это девочка-зажигалка, девушка-огонь, настоящий будильник фестивальным утром»© Оргкомитет фестиваля «Сорок Акул».

ИНТЕРВЬЮЕР: Хотелось бы прежде всего немного узнать о вашей биографии. Насколько мне известно, вы родом из Уфы, но сейчас живёте в Москве. Что для вас значат эти два города? Чем обусловлен переезд? Как смена города, обстановки, связь с местами отражаются в вашем творчестве?

ВАСИЛИСА: Для начала крохотная поправочка: я не совсем родом из Уфы, формально родилась я как раз в Москве, но в Уфе провела все детство, и именно этот город был одним из участников становления моей личности.

Уфа для меня – это, конечно, символ дома, детства, абсолютной беспечности, первых сильных чувств, первых свершений. Каждая улица и особенно, конечно, родной Белореченский микрорайон – до сих пор буквально дышат воспоминаниями.

Что касается Москвы, для меня это город-стихия, и эта стихия прям моя. Я влюблена в Москву с первого вдоха, в её контрасты, величину, круглосуточный пульс.

Переезд мой был не особо экзотичный: я поехала учиться. Родители окончили МГУ, лет до 8 примерно я вообще не знала, что университетское образование – это целая система. Серьёзно, я была уверена, что МГУ – это единственный вуз на планете. Конечно, когда пришла пора поступать, вопрос о том, куда именно, даже не стоял.

В творчестве все эти настроения, конечно, тоже не могли не отразиться) я сама по себе очень эмоциональный человек, и в любом событии для меня чрезвычайно важны детали: где я нахожусь, с кем, как тут пахнет, какой свет, холодно или тепло, что происходит вокруг. Иногда незначительные мелочи вроде дороги, заполненной фарами машин, могут стать основой для строчки. У меня есть песни под названиями "Родной Башкортостан", "Моя дорогая Москва", "Бульварное кольцо", в некоторых текстах упоминаются метро и переулки. Так что да, я люблю ловить в разных местах (не только городах, но и отдельно взятых квартирах, парках и даже на рабочем месте) какую-то особую энергию и атмосферу. Думаю, в этом и заключается человеческая способность чувствовать мир.

И: Если не секрет, то на кого учились?

В: Семь лет назад окончила социологический факультет МГУ.

И: Очень любопытно, чем обусловлен такой выбор? Почему не филфак, к примеру?

В: Разумеется, как и многие пишущие и читающие люди, я думала и о филфаке, и о карьере переводчика, и даже о литературном институте, но в те далёкие 16 лет меня почему-то на полном серьёзе пугала мысль, что если превратить любимое занятие в работу, то оно перестанет быть любимым. К тому же, было много сомнений по поводу карьерных перспектив и востребованности профессий (наверняка сами видели тысячи мемчиков про филфак).

Помимо языка и силы слова, мне всегда были интересны люди и их взаимодействия. В школе я обожала обществознание, так что соцфак показался неплохой идеей. О выборе я не жалею, ведь университет очень прокачал во мне особый тип мышления, развил коммуникационные навыки, взрастил во мне специалиста не только в гуманитарной области (кажется, я неплохо пишу и говорю), но и в области аналитики, ведь социология – она ещё и про цифры. Словом, знания, приобретённые в университете, оказались ценным вложением в сегодняшнюю меня. Хотя по специальности я уже не работаю, способность находить решения вне рамок, умение относиться к происходящему безоценочно и смотреть с разных ракурсов, а также практический навык проведения исследований с последующим анализом результатов очень пригодились мне во всех сферах деятельности. К тому же, именно университет познакомил меня с мужем и друзьями.

Естественно, сейчас я не думаю, что можно работой испортить любимое дело. Наоборот, считаю, что нужно делать то, что нравится – это лучший способ выбирать карьеру!

И: И кем вы сейчас работаете?

В: Я работаю в колледже информационных технологий IThub. Это совершенно восхитительное место с инновационным подходом, потрясающими людьми и особенной, почти волшебной атмосферой!

Например, в некоторых аудиториях вместо стульев пуфы, в коридоре установлены качели и приставка для игр, а ещё у нас есть вторая площадка на территории ВДНХ, вокруг которой прекрасный парк. В такой непринуждённой атмосфере и ценностях свободы и креативности мы обучаем разным специальностям, в основном в сфере IT, но не только. Кроме непосредственно колледжа, наша команда делает огромное количество различных образовательных проектов, в их числе есть международные. Свою работу я обожаю за возможность учить и учиться каждый день, за свободу творческого выражения и за бесконечное разнообразие деятельности. За пять лет я успела в роли руководителя проекта развить до международного уровня сертификационную олимпиаду "Траектория будущего" (в первый год в ней было около двух тысяч участников и чуть больше 40 московских школ, а сейчас это десятки тысяч участников по всей стране и за её пределами), в качестве куратора выпустить 3 группы студентов (куратор – наставник в группе, который помогает адаптироваться в коллективе, решает организационные вопросы и оказывает поддержку в кризисные моменты). Я очень продолжительное время преподавала информатику (внезапно для социолога), и вот буквально пару месяцев назад решила попробовать себя в творческой профессии и теперь занимаю позицию контент-продюсера. В лексиконе появились слова вроде "монтажный лист", "постпродакшн", "синопсис" и "тритмент", и именно эта роль максимально близка к творческому процессу, который так долго рвался наружу.

Я очень благодарна своей работе за возможность расти и созидать.

И: Не могу не отметить, как вдохновлённо вы рассказываете о некоторых вещах. Что больше всего вас вдохновляет на творчество?

В: Вдохновляют люди и эмоции, конечно. Ну, и невместимая в слова красота окружающего мира.

И: Что для вас важнее отразить в ваших произведениях?

В: Не то чтобы есть какие-то специальные внутренние требования к песням или стихам, что они должны быть такие-то и такие-то. Что уж точно важно – в текстах я максимально открыта и честна. Поэтому долгое время боялась выносить творчество на публику. Спасибо, что есть моя мама и Айдар Гайдарович (Хусаинов – примеч. ред.), благодаря которым я в детстве впервые вышла на сцену со своими стихами. Во взрослом возрасте я этот акт повторила только лет в 20 и до сих пор каждый раз трясусь перед выходом даже на знакомую публику. Короче, это очень страшно именно потому, что очень честно.

И: Насколько легко создать из стихов песню? Быть может, есть что-то настолько невыразимое, что подходящих нот просто не находится?

В: По поводу трансформации стихов в песни, честно говоря, именно таких случаев в моем творчестве всего два или три. Обычно текст играет в голове сразу с музыкой, мне останется только зафиксировать на первый носитель, который попадёт под руку – диктофон, салфетка, клочок от стикера. Сейчас с этим полегче, конечно, ведь смартфон под рукой почти всегда (теперь в нем пара десятков заметок, в которых одна-две строчки, ждущие своего часа превратиться во что-то большее).

Продолжение следует...

Подборка стихов Василисы Вяткиной
Автор:Владислав Бурухин
Читайте нас: