Все новости
СОБЕСЕДНИК
23 Декабря 2020, 15:49

Какой он – человек ХХI века?

Молодежь XXI века называют не иначе как «цифровое поколение» или «интернет-поколение». В современной ситуации и страна, и многочисленные социальные институты, и семья, и те, кто принимает и исполняет законы, несут консолидированную ответственность за формирование молодого человека ХХI века с высокой культурой: знаний, мышления, поведения, чувствования и общения.

1 декабря 2020 года институт развития образования Республики Башкортостан совместно с Академией наук Республики Башкортостан под эгидой Министерства образования и науки Республики Башкортостан провели методологический семинар на тему «Методологические основы познания сущности человека XXI века: концептуализация проблемы».
– В чем сущность современного человека, в чем его потенциал и возможности? Если молодежь – это наше будущее, то какова же наша молодежь и каким будет наше будущее? – такими вопросами задается ректор Института развития образования РБ, доктор экономических наук Азат Янгиров. – Мы с вами видим, с какими вызовами сталкивается сегодня человечество: пандемия, изменение всех устоев, трансформация экономики, социальной сферы. Если до этого человек в большей степени был преобразователем, творцом среды, то кто он сейчас, вынужденный подстраиваться под события и обстоятельства?
На вопрос о том, каков наш современник, во что верит и на что надеется, а точнее – каким он должен стать, чтобы уверенно чувствовать себя в реалиях нынешнего века, постаралась ответить председатель совета Ассамблеи народов РБ, депутат Госдумы РФ, доктор философских наук, профессор Зугура Рахматуллина.
Профессор отметила, что на историческую арену вышел новый индивид, он отличается от представителей предыдущих поколений по целому ряду показателей.
– Человек ХХI века – целеустремленный интеллектуал, умеющий мыслить глубоко, креативно и нестандартно, конкурентоспособный и востребованный профессионал в своей области; его задачи – постоянное самообразование, инвестиции в собственное развитие и самосовершенствование, – утверждает Зугура Рахматуллина. – Это так называемый «дока» – со здоровым духом, хорошим физическим здоровьем в условиях бесконечных стрессов динамичного ритма жизни, с твердым характером. Более того, он должен успевать за новшествами своей отрасли, даже где-то думать системно, проективно, заглядывая в будущее, и обладать способностью подходить к решению даже одной задачи с различных позиций.
Именно такой современник, уверена профессор, сможет добиться успеха в нынешнем веке, эффективно управлять временем, собой и другими. Но это далеко не единственные требования. Значимость коэффициента интеллекта уходит в прошлое, а на первый план выходят такие стороны личности, как развитый социальный, эмоциональный, культурный и этический интеллект.
– В последние годы Госдумой приняты многочисленные законы, направленные на защиту и поддержку молодежи, ее здоровья и духовного мира, – продолжила Зугура Ягануровна. – В частности, это законы о защите от противоправной информации в интернете, против создателей колумбайн-сообществ и «групп смерти» в социальных сетях, об административной ответственности за изготовление и распространение продукции СМИ, включающей «нецензурщину», законы по профилактике подростковой наркомании, по тестированию молодых людей на употребление психотропных веществ и наркотиков, законы о запрете спайсов и их пропаганды, об установлении административной ответственности за пропаганду среди несовершеннолетних нетрадиционной ориентации, о молодежной политике и другие.
– Современный молодой человек информирован гораздо лучше, чем представители всех предыдущих эпох, в первую очередь благодаря интернету. Даже гении предыдущих эпох, скажем, Пушкин или Ломоносов, имели меньше информации, чем нынешний пятиклассник, – поделился профессор Михаил Бикмеев. В своем исследовании сущности современного человека он исходит из того, что каждая историческая эпоха выдвигает свой тип индивидуума. Человека нынешней, постсоциалистической, до конца еще не понятной эпохи он характеризует как индивидуума информационного общества. Он не лучше и не хуже представителей предыдущих поколений, он просто другой.
– В мировом сообществе существуют мнения, которые фактически отрицают необходимость повседневной идеологической работы с людьми. Однако идеологический вакуум со временем неизбежно будет заполнен, так как «природа не терпит пустоты», – уверен доктор исторических наук, профессор Айтуган Акманов.
Начальник кафедры военного учебного центра при УГАТУ Юрий Петров рассказал о том, как мотивирует студентов учиться, формирует в них убежденность в необходимости выполнения воинского долга, воспитывает патриотов Родины. За годы своего существования военная кафедра подготовила более 19 тысяч офицеров запаса. Многие из них связали свою жизнь с армией. Честь, воля, дисциплина и достоинство, чувство ответственности, взаимовыручка, трудолюбие, высокий дух товарищества – это те моральные качества, которые воспитывались и воспитываются сегодня у студентов, занимающихся военным обучением.
Таким образом, авторитетные и известные ученые и практики республики сделали смелую и дерзкую попытку ответить на вопрос: кто он, человек нового времени, и кто должен его воспитывать.
Конечно, учитель! И каждый учитель должен иметь свою дорожную карту повышения профессионализма. Сюда можно включить различные направления деятельности: прохождение курсов повышения квалификации, изучение нормативно-правовых основ своей деятельности, освоение теоретико-методологических основ образовательного процесса, формирование своего учительского портфолио, участие в различных научно-практических конференциях, посещение методических семинаров и вебинаров, участие в мероприятиях районных и городских методических объединений по своему предмету, изучение передового опыта и др.
При этом не следует забывать, что успеха можно добиться только тогда, когда современный учитель знает, для чего все это надо. Достижение в области профессионализма учителю нужны для формирования нового человека – человека XXI века, для обеспечения его самоидентификации в окружающем мире.
Прозвучавшие на семинаре идеи и постулаты ученым и слушателям семинара, среди которых множество педагогов, предстоит еще долго осмысливать, но начало положено. И первый блин, образно говоря, не оказался комом. Можно только приветствовать инициативу организаторов сделать такого рода мероприятие регулярным.
Подготовил Виктор КАРЕЛИН
Читайте нас: