«Мой путь, моя судьба...» Часть четвертая
Все новости
СОБЕСЕДНИК
6 Января 2020, 13:43

Александр Колигер: «Путёвку в джаз мне дали саксофон и оркестр башкирской глубинки»

В 1988 году ему удалось открыть настоящий джаз-клуб. И не в столице, а на самой настоящей периферии — в Набережных Челнах. Градообразующий автогигант «КамАЗ» поддерживал, как мог, не только уровень жизни в регионе, но и культуру, а утопая в конце 90-х в пучине экономического кризиса, бросил спасательный круг своему детищу — клубу «Модус», которым руководил Александр Колигер, ныне — заслуженный артист Татарстана. О том, как развивались события до и после, рассказывает сам маэстро.

Александр Николаевич, поделитесь уникальным опытом создания клуба на заре частного предпринимательства. Как это вообще стало возможным ещё до 90-х?
— История долгая; если коротко — спасибо «КамАЗу» и его гендиректору Николаю Ивановичу Беху, а также такому скорбному происшествию, как пожар на заводе двигателей в 1993 году. Оно подкосило экономику предприятия и сделало меня бизнесменом поневоле. Пришлось в течение долгих лет играть джаз в собственном заведении.
Давайте совсем сначала: где вы впервые услышали джаз?
— В Башкирии, в городке под названием Октябрьский. Я там родился, вырос, затем учился в институте в Уфе, где уже тогда — в 70-х годах прошлого века — был очень сильный джаз. Во время студенчества в Уфимском авиационном институте в 1966-1968 годах я сотрудничал с джазовыми музыкантами как тенор-саксофонист. В частности, с тромбонистом Вячеславом Назаровым. Наше сотрудничество с ним переросло в крепкую дружбу.
Его не стало 24 года назад — в начале января 1996 года попал в автомобильную аварию под Денвером, в США, незадолго до этого, в октябре 1995-го, отыграв наш последний совместный концерт с Игорем Бутманом на сцене джаз-клуба «Модус». С тех пор 2 января для меня — чёрная дата.
А семья, в которой родились, была музыкальная?
— Родители не были музыкантами, но мама прекрасно пела, а дед-венгр, от которого нам досталась фамилия, работал директором шпалорезного завода под Курганом, в рабочем поселке под названием Кособродск, а вечерами руководил ансамблем струнных инструментов, расписывая партии на всех! Это и есть мои музыкальные корни. Я в деда пошёл!
Как венграм жилось в СССР?
— Они были пленными. И все, человек двенадцать, приняли советскую власть, женились на русских. А потом, в 1937 году, их всех по очереди арестовали и расстреляли! Деда — последним. Моего отца в военные годы даже не взяли в армию — сын врага народа! — а послали на тяжёлые строительные работы в Башкирию. Папа всю жизнь проработал начальником гаража треста, мама — бухгалтером. Там же, в Октябрьском, в возрасте 15 лет я вступил в свой первый биг-бэнд, где мне вручили саксофон и преподали первые навыки игры на инструменте.
Но в музыкальной школе-то учились?
— Конечно. Я окончил музыкальную школу, училище, потом консерваторию. Партитуры умел и любил писать, поэтому вскоре сам возглавил биг-бэнд в Октябрьском. Наш оркестр принимал участие в фестивалях Стерлитамака, Уфы и Бугульмы. Пришла пора — и меня призвали в армию. Служил два года в Самаре, играл в ансамбле, руководил батальонным духовым оркестром, а в последний год службы возглавил клуб батальона, получив звание младшего сержанта. Вернулся в Октябрьский, в свой Дом техники имени Юрия Гагарина, поступил в местное музыкальное училище на теоретическое отделение. Параллельно — до 1975 года — руководил оркестром; играли в основном джазовую музыку. Казалось бы, куда ещё? — но тут пришел вызов с «КамАЗа», и началась новая страница моей джазовой феерии.
А Челны чем встретили?
— Это было очень интересное время: становление профессиональной джазовой музыки в отдельно взятом городе. В канун нового 1975 года биг-бэнд «Современник» представил жителям Набережных Челнов первую концертную программу. Вскоре мы уже участвовали в республиканском конкурсе в Казани, где получили бурю восторгов и комплиментов, а главное — безусловное признание со стороны маститых столичных композиторов и оркестрантов.
Чем же так привлекла корпоративная, как теперь говорят, культура? Ведь и в Башкирии вам было что терять.
— В первую очередь — трёхкомнатной квартирой (улыбается). Семье требовалось пространство. Руководство автогиганта решило мою жилищную проблему и предложило возглавить эстрадный оркестр в ДК «Энергетик». Коллектив оркестра принимал участие в концертах на заводах «КамАЗа», Елабуги, а также в многочисленных праздничных мероприятиях города. В этот период я заочно учился в Казанской государственной консерватории на теоретическом отделении, и в 1980 году успешно её окончил. В течение пяти лет наш оркестр аккомпанировал народному артисту РФ Ренату Ибрагимову.
Значит, «Камазу» вы пока принадлежали лишь косвенно.
— Пока да. Я преподавал в училище искусств города Набережные Челны и собрал с коллегами-педагогами джазовое трио: Александр Колигер — рояль, саксофон-тенор; Валентин Бакланов — ударные, Тагир Мухутдинов — контрабас. Вот там-то, в зале училища, нас и заметили представители дирекции «КамАЗа», после чего у меня состоялась встреча с Николаем Бехом — генеральным директором завода. Речь шла о создании оркестра на базе автогиганта.
Переговоры увенчались успехом?
— Более чем: вскоре мы собрали крепкий профессиональный коллектив. В его составе играли лучшие музыканты Казани, Ижевска и других городов. В 1988 году появился джаз-клуб «Модус». И с появлением клуба — настоящего: со сценой, залом, кафе — городская музыкальная жизнь преобразилась. В «Модус» начали залетать артисты и музыканты такого уровня, что мне и присниться не могло. К нам ехали выступать из США, Дании, Англии, Австрии, Германии, Швеции, Новой Зеландии…
И не только поющие и играющие джаз: творческие вечера проводили писатели, художники, артисты театра и кино, крупнейшие джазовые обозреватели и критики, политики. звёзды джаза России и СНГ. Именно на нашей сцене начали свой творческий путь известные и проживающие ныне в Москве, Набережных Челнах и Ростове-на-Дону успешные джазовые музыканты: Сергей Хутас (контрабас), Евгения Глейберман (вокал), Олег Лужецкий (ударные), Елена Цой (вокал), Денис Кудрявцев (саксофон) и Анастасия Бондарь (вокал).
А совсем молодых не старались вовлечь в джазовое пространство?
— А как же! Практически сразу после открытия клуба в его стенах родился уникальный детский коллектив Jazz Boys: Николай Колигер (рояль), Сергей Богдан (кларнет), Костя Хараджиев (ударные) трудились как взрослые под руководством вашего покорного слуги. Ансамбль получил дипломы фестивалей в Ростове-на-Дону и Сочи. Кульминацией выступлений детского коллектива стали гастроли в Германии, где ребята дали целых 9 концертов!
Но в 1993 году наступили тяжёлые времена, вызванные пожаром на камазовском заводе двигателей.
Как это отразилось на тысячах горожан-сотрудников предприятия: можете вспомнить ощущения тех дней, месяцев?
— Конечно, помню как сейчас: такое не забывается! Производство встало. Не платили никому, особенно музыкантам, числящимся на балансе «КамАЗа». Пришлось выживать, и перво-наперво — выкупать клуб.
С боями?
— Нет, что вы: палок в колеса никто не ставил, наоборот — Бех сам подписал соответствующее разрешение. Но выкупать пришлось по-настоящему, отнюдь не за символические деньги.
Каким вы видели в мечтах собственный клуб?
— Местом силы, отдушиной для местных и приезжих людей, любящих качественную музыку. Принимающим звёзд джаза. У нас в клубе играли все: Вячеслав Назаров, Юрий Парфенов, Виктор Епанешников, Лев Кушнир, Александр Ростоцкий, Анна Бутурлина, Ирина Родилес, Александр Симановский, Николай Панов, Игорь Бутман, Евгений Рябой, Вадим Ахметгареев, Арзу Гусейнов, Михаил Моисеевич и Яков Окуни, Анатолий Кролл, Алексей Кузнецов, Володя Данилин, Давид Голощекин, Андрей Кондаков, Григорий Файн, Даниил Крамер, Сергей Манукян, Игорь Михайлович Бриль, Серёжа Гурбелошвили, Герман Лукьянов, биг-бэнды Лундстрема и Игоря Бутмана, Анатолия Василевского из Казани и многие другие. Из зарубежных гостей хочу отметить таких звезд, как Фил Абрахам, Тим Ходжкинсон, Пол Болленбэк, Деннис Роуланд, певица Дебора Браун, Кевин Махогани, Билл Скит, Напуа Девой и многие другие. Актеры, приезжающие на гастроли в Набережные Челны, после спектаклей коротали у нас вечера: великолепный Гафт, очаровательная Ирина Алфёрова со Львом Дуровым — все приходили отвести душу и вкусно поесть в нашем ресторанчике.
Ничего себе! А дальше?
— Так мы прожили почти двадцать лет — с 1987 по 2005 годы, а потом в провинции всё явственнее стало ощущаться приближение большого кризиса. Нас стали душить налогами, коммунальными поборами, и я понял: это конец. Продал клуб, квартиру и переехал в Москву. Соседом по поселку Внуково был мой друг, трубач из известного ансамбля Алексея Козлова «Арсенал» Евгений Пан. Жили и играли там, а спустя еще несколько лет я переехал с семьей в Сочи.
И как вам теперь дышится?
— Доктора оказались правы: здесь рай. Здесь у меня частный дом и небольшой семейный отель. Иногда сам играю на саксе под звездами — на террасе с видом на море. Концертная деятельность, конечно, в прошлом, но я поддерживаю форму, у меня всегда готова программа для внезапных выступлений в санаториях Черноморского побережья и на других площадках. Ну, а как без охоты и сбора грибов? Поневоле стал и садоводом-любителем: на участке более 12 видов экзотических плодовых деревьев. В свободное время общаюсь с друзьями-музыкантами. Любимая жена рядом со мной уже 32 года. Везде, где мы бросали якорь, она не только согревала семейный очаг, но и продвигала наш небольшой семейный бизнес, хотя по основному своему образованию — скрипачка, также закончила Казанскую консерваторию. Со мной всегда мои любимые дети — дочери Инна и Юлия, сын Николай и два замечательных внука Виктор и Саша Колигер, а еще — собака Дуся, английский бигль. В общем, я счастлив, а что ещё нужно?
Анна ЧИСТОДЕЛОВА
Журналист Анна Чистоделова публикуется в «Джаз.Ру» с 2015 г.
Читайте нас: