Ощущение огромного стихотворного моноспектакля артиста Ильгиза Тагирова осталось моим главным впечатлением от этого фильма. Девяносто процентов звука занял голос артиста, читающий стихи. Диалоги между персонажами были сведены к такому минимуму, лишь поясняющему поводы географических передвижений поэта Шайхзады Бабича.
Шайхзада действительно был стремителен, многие его ровесники даже из родной деревни бы не выбрались за такую короткую жизнь. А он где только не побывал, и чем только не занимался, учился в Уфе, преподавал в казахском ауле и в гимназии Троицка, играл в театре, печатался в газетах по всему региону. И главное всегда и везде писал стихи. И вот эта захваченность Шайхзады стихотворным потоком стала основным акцентом в игре Ильгиза Тагирова. Раз больше ничего в сценарном материале было не прописано, то актер максимально воплотил внутреннюю суть поэта. Артист смог передать на экране этот беспрерывный негаснущий огонек творчества, охватывающий иногда пожаром всю суть существования Шайхзады Бабича.
Встреча с воплощением поэта состоялась не только в кино, потому что когда спросила в Национальном молодежном театре им. Мустая Карима: «С кем сделать интервью?» – единодушно ответили: «С Ильгизом Тагировым»!
…Вошел красивый и стремительный, очень легкий в движениях и очень интеллигентный в общении человек. Уже не юноша, а молодой мужчина.
И, разумеется, я не удержалась, спросила артиста: У вас случилась знаковая роль. Как получилось, что именно вы сыграли Шайхзаду Бабича, ведь он же был очень юный.
Ильгиз Тагиров: Наверное, сыграл, вернувшись на 10 лет назад. В то время, когда учился в академии искусств.
– А как вы туда попали? Вы ведь не уфимский.
– Я из Челябинской области, деревня Норкино Аргаяшского района. По-башкирски «Нуркин аулы», основатель был Нуркин-бабай. К землякам езжу, летом у меня успела взять интервью местная районная газета «Восход». У нас живописные места. Озеро Аргаяш. Ар/яр – берег, кояш\гояш – солнечный. Солнечный берег, вокруг расположились несколько деревень. Учиться я ходил в соседнюю деревню, у нас был отдельный предмет – башкирский язык и литература. Так что читать, писать научили.
Дома, в семье, все общение на башкирском. Но у нас свой диалект особенный, там некоторые слова схожи с татарским языком. И когда я вУфу в 15 лет приехал, мои друзья, один из них в татарском театре «Нур» как раз работает, говорили – татарин ты, наверное. А вот друг с Бурзянского района говорил – нет, он башкир! Ну, тут есть чуть-чуть разделение. А у нас не было, не делили на башкирских и татарских исполнителей.
– Значит, вы приехали в 15 лет в Уфу. Как эта поездка возникла и сразу ли вы учились на актера?
– У меня семья: отец, дедушка – механизаторы, трактористы, комбайнеры. Я с техникой не дружу, не дружил по крайней мере. Даже водительское удостоверение получил в 26 лет, когда позвонил домой, а там мама уже купила автомобиль. Я такой – мама, у тебя, что права есть? Она – да, подучилась! И тут раз даже у матери права есть, – она научилась в 45 лет, – я начал ходить на курсы. В детстве дедушка сажал за руль трактора, и дядя, и брат двоюродный – за мотоцикл. Но это чуть не обернулось для всех плохо. И у меня страх тогда появился. Мама своими правами сподвигла его преодолеть.
После 9 класса, а мы учились в соседней деревне, мои одноклассники – семь парней с моей деревни пошли в СПТУ в райцентр. Я один остался, не хотел выбирать этот путь. Еще в 8 классе начал ходить в музыкальную школу на гитару. Просто было желание пойти по творческому пути. А в СПТУ я не хотел и как раз у нас местная газета «Восход» опубликовала объявление «Учалинский музыкальный колледж проводит набор абитуриентов». А Учалы от на 160 километров.
И, помню, лежал, читал эту газету: «Мама, я хочу туда пойти учиться». Прям до слез это было. Мама всегда меня поддерживала, даже когда в музыкальную школу ходил, она первую гитару мне купила. Тогда первый год ходил и только получаться начало, а инструмент для нас, семьи бюджетников, был дорогим удовольствием. Мама – медсестра, папа – тракторист. А на дворе 1999 год, тогда, помню, в Уфе были бесплатные трамваи и автобусы-гармошки. Я садился в трамвай и ехал до конца города по студенческому билету, бесплатно. И потом шел пешком по Уфе, для меня все было интересно…
В Учалы я тогда не поехал, через три дня мама узнала, что из нашей деревни едет в Уфу девушка Гульназира поступать в Уфимский педагогический колледж № 2 при БГПУ. Мы приехали на вступительные. И я провалил инструмент, так как набор был на баян, а я играл на гитаре. Но наш земляк Рустем-агай предложил поступить на рабфак. Мы с Гульназирой отучились год и успешно сдали экзамены итоговые. Были зачислены на первый курс. Итого, получается, я проучился в педколледже 6 лет.
Но если подумать все эти перипетии привели меня к театру. Потому что годом раньше или годом позже на театральном факультете были разные наборы. А я попал на курс для Молодежного театра. В педколледже была очень плотная программа, домашних заданий много, времени особо не было. Но у нас в общежитии, на Свердлова, 52, открыли кружок народных танцев «Яшлек».И я туда начал ходить с первого курса. Даже было такое, руководитель предложила: «Не хочешь ли ты поступить в хореографическое училище?». Я позвонил в Челябинскую область, в то время напротив Главпочтампта был междугородный переговорный узел связи. С монетками-жетонами автоматы стояли. Я позвонил матери и она сказала: «Отучись в педколледже, а потом делай что хочешь. Получи сначала одно образование».
На третьем курсе когда учился, мама приехала сюда. Я пригласил ее в Молодежный театр на концерт Венера Камалова. Купил билет. Он на 8 Марта выступал, был тогда актером этого театра и моим кумиром.
И потом с будущей женой Альфией (она на год позже поступила в колледж и тоже ходила на кружок «Яшлек», и там мы познакомились) пошли в этот театр. Я пригласил ее на спектакль «Лавина». Надо суть рассказать немного – там история про жизнь в горах, где нельзя кричать, иначе лавина сойдет. И только в определенный момент года можно рожать, кричать, петь, радоваться. И вот у молодой пары должен родиться ребенок раньше, до разрешенного момента. И ребенок плачет… Но лавина… не идет! В финале все кричат. И мне охота было прямо кричать вместе с ними. У меня мурашки по коже были. Сильно впечатлился тогда. И начал ходить в театры, куда только можно. Зажегся. Но не размечтался быть актером. Мне как бы эта энергетика понравилась. Какая-то подпитка. Впервые я ощутил космическую связь!
Окончил педколледж и можно сразу в БГПУ на третий курс, чтобы продолжать педагогическое образование. Но старшие товарищи – декан моего факультета, декан худграфа и директор предложили мне попробовать поступить на театральный факультет. А я только как зритель ходил в театр, но у нас ставили характерные танцы и у меня были роли. В русской кадрили у меня была роль подкаблучника. Видимо, со стороны виднее насколько это было по-актерски. И вот я пошел поступать. У нас очень большой набор был, я помню, как волновался.
Я же старше, у меня деревенское стеснение до сих пор есть, когда в музыкальной школе учился, мне было 14 лет , а там ходили 7-8-летние, да еще у которых слух лучше, поют больше. И тут тоже это стеснение, все в театральное поступают после 11 класса, в 17 лет, а мне 21 год. Конкурс большой был 10–12 человек на место. Кстати и в этом году и в том на театральном такого ажиотажа, как тогда, не наблюдается. Особенно башкирских ребят мало сейчас. Поубавился пыл.
– Я думаю, есть некая подмена реальной жизни синтетической. Понимаете, раньше в жизни перейти куда-то в другую среду, в другой мир, надо было внутри жизни двигаться. Действительно. Нельзя было просто включить кнопку и стать магом, и висеть в этом виртуальном существовании всеми мыслями, чувствами и эмоциями.
Когда-то, чтобы передвинуться в другой мир, надо было найти то ДК, а я знаю - занималась в нескольких театральных студиях, дойти до той заветной двери и записаться. Это было достаточно большое усилие психологическое. Сейчас люди внутри виртуальности могут быть хоть эльфами, хоть монстрами, хоть богами. И это тоже забирает ресурс людей, склонных к перевоплощению. Я приведу цитату «актеры –это очень жадные люди, им мало прожить свою собственную жизнь, им надо прожить еще и чужую».
– Совершенно верно. Я даже попытался немного побыть чиновником. Но вернулся.
– И не зря. Вернулись, чтобы сыграть поэта Шайхзаду Бабича. Поэты – это тоже особенные люди. Им мало жить реальностью. Они создают свою собственную Вселенную. Со Вселенной Шайхзады вы нас познакомили в фильме «Бабич». И все, что умели и к чему стремились всю жизнь, вложили в эту роль.
Вся музыкальность и танцевальность движений, и даже жонглирование – все сыграло на образ. Те, кто не видел этот фильм в кинотеатрах, могут его посмотреть теперь, на ютубе есть с русскими субтитрами. И разделить мое восхищение артистом Ильгизом Тагировым!