Все новости
ГРАММОФОН
27 Мая , 15:00

Всё, что вы хотели знать о японской рок-музыке. Часть первая

«X JAPAN»
«X JAPAN»

Год назад в московском издательстве «Rock-ExPress» вышла книга, посвящённая японскому року, или проще — J-Rock. Называется она «Made in Japan. J-rock. Не просто рок».

Произведение, состоящее из двух частей, было оформлено в необычном формате: книги-перевёртыша. Два автора — директор агентства «Rock-ExPress» Александр Галин и Элла Молочковецкая — под разными углами рассматривают японский рок во временном промежутке от послевоенного появления, взлета в 60-е — 70-е, расслоения на множество направлений и стилей — и до 20-х годов XXI века.

Одним из самых экзотических и оттого невероятно привлекательных, особенно в последнее время, для меломана стилей J-Rock является Visual kei. Поэтому отрывок из книги Эллы Молочковецкой посвящён именно этому стилю.

«Согласно интернет-энциклопедии, «Visual kei («Видзюару кэй», «Вижуал-кей») — жанр японской музыки, возникший на базе J-Rock’а в результате смешения его с глэм-роком, металлом и панк-роком в 1980-х годах. Visual kei буквально означает «визуальный стиль». Так называется направление в японской рок-музыке, выделяющееся использованием макияжа, сложных причёсок, ярких костюмов и часто андрогинной эстетики».

Главным импульсом к созданию этого уникального движения стало выступление группы «КISS», посетившей Японию в ходе своего мирового тура в марте 1977 года. То, что американские музыканты выступали под псевдонимами и не раскрывали лиц, а пользовались индивидуальными яркими образами, стало первым шагом к появлению стиля Visual kei.

Глэм-рок группа КISS из США во время гастролей по Японии, 1977 год
Группа Kiss и женщины в кимоно на торжественном приёме в Токио, март 1977 года.
Kiss перед выходом на сцену в Токио, 1978 год.
Глэм-рок группа КISS из США во время гастролей по Японии, 1977 год

Подобно «X JAPAN», на участников всех коллективов оказал неизгладимое впечатление глэм-рок в лице их ярких представителей «KISS». То, что те в своем звучании ориентируются на металл, также до сих пор влияет на Visual kei.

Считается, что сам термин был придуман журналистами. Его применяли для жанрово разнородных, но одинаково ярких по сценическому облику групп. Причудливые герои V-kei стали одним из символов захлестнувшей мир «япономании». Отцами-основателями стиля, где визуальная составляющая стоит наравне с музыкальной, считаются несколько японских групп. Помимо «X JAPAN» (особенно выделяется роль гитариста группы Хидэ (hide) в создании уникального образа команды), упоминают «BUCK-TICK», «LUNA SEA», «MALICE MIZER» и несколько других.

«D'ERLANGER»
«BUCK-TICK»
«D'ERLANGER»


Ровесники «Иксов», «D'ERLANGER» и «BUCK-TICK» в начале своего творчества плотно паслись на нивах панка и «новой волны», но затем, в силу разных обстоятельств, склонились к готике, сразу увеличившей их аудиторию. Отдельным путем шла группа друзей и учеников «X JAPAN» — «LUNA SEA».

«LUNA SEA»
«LUNA SEA»

Роднят их между собой яркие экстравагантные одежды, которые трудно представить себе на европейских или американских глэмерах, чтобы те не выглядели вульгарно. Здесь нужно иметь в виду, что утрированно-женственный или «футуристичный» образ, когда исполнителя трудно вообще принять за человека, — плод смешения древней японской культуры, подражательства западным группам и новейших дизайнерских разработок. Поскольку, чаще всего, исполнители пели на японском языке, со вставками на английском, их внешний образ помогал выстраивать мгновенный контакт с залом, давая возможность понимать посыл песен, их настроение и энергетику.

Особое внимание «вижуалкейщики» уделяют текстам, которые не что иное, как сценарии драматичных историй, как правило, с плохим концом. Поэтому их часто упрекают в том, что они «нагнетают страсти», хотя, с другой стороны, тексты часто являются образцами высокой поэзии, и трудно упрекнуть их в примитивизме или шаблонности.

В 90-х годах после спада глэм-метала и рассвета альтернативного рока, большинство вижуал-групп начали эксплуатировать готический образ. В 1992 году образовалась группа «MALICE MIZER», её лидер, гитарист Мана (Mana), одевался на сцене в женскую одежду, и с помощью макияжа придавал себе андрогинный облик — использовал изобретённый им образ Готической Лолиты. Gotic Lolita представляет собой сочетание готической моды и Лолита-моды, — японской субкультуры, основанной на стиле времён Викторианской эпохи, а также на костюмах эпохи Рококо. Изначально внешний образ Ви-кейщиков нёс характер эпатажа. Но с появлением «MALICE MIZER» в моду стала входить женственность. Поскольку в японском театре Кабуки роль женщин преимущественно играли мужчины, то постепенно мужская женственность стала очень популярна в Японии. С точки зрения японца, женственный мужчина, пользующийся макияжем — дамский угодник.

«MALICE MIZER»
«MALICE MIZER»

Японский актёр и известный поклонник металлической музыки Эйвери Фейн (Avery Fane) отмечал, что «каждый, кто обращал внимание на японскую индустрию, мог отметить одну простую тенденцию: в один день платья и макияж, в другой — прикид настоящего металлиста». По его словам, такие группы, как, к примеру, «DIR EN GREY» и «KUROYUME», сменили имидж, но, в конце концов «это всё те же группы, играющие всё тот же металл»… «Метал-группы наводнили Сибую и Харадзюку, где раньше царил Вижуал-кей. Такие группы даже играют в Аояме и Омотэсандо, которые обычно резервировались под показы мод. Как будто, каждый решил вместе исполнять рок».

К уже упоминавшимся стилям в музыке присовокупились дарквэйв, техно, синтипоп, неоклассика и готический метал. Так сформировался Котэ кэй, также называемый Original visual или Oldschool visual kei. Одними из самых типичных и популярных групп этого направления считаются «BAISER», «SYNDROME» и, в первую очередь, «KUROYUME». Кисаки (Kisaki) из «Syndrome» впоследствии продюсировал и продвигал многие группы этого направления.

Некоторые группы, в отличие от популярного готического образа, стали использовать элементы традиционной японской культуры в музыке и текстах. Появились такие группы как «ONMYO-ZA», которая сочетала в себе западный хеви-метал и японские народные мелодии, а в лирике использовала японскую мифологию.

«DIR EN GREY»
«KUROYUME»
«DIR EN GREY»

В середине 90-х годов в Нагоя появилось андеграундное направление, которое, в противовес мейнстримовым группам, имеющим упор на кричащую андрогинную внешность, стало использовать более простой, но более злой и мрачный имидж, и больше концентрироваться на исполняемой музыке. Поскольку большинство групп этого направления были из города Нагоя, то СМИ данное направление окрестили Nagoya kei (Нагойский стиль). В отличие от старых направлений, которые создавали музыку под влиянием глэма, различных направлений готической музыки и металла, на группы Нагоя оказали сильное влияние британский панк и западный готик или дэт-метал. Нагоя-кей присуща более мрачная атмосфера чем Котэ, также нагойские группы часто стремились увеличить брутальность своего звучания, добавляя тяжёлые гитарные партии и более тяжёлые бас-партии, в вокале часто преобладали брутальные приёмы, такие как гроул и скрим. Позже, с появлением альтернативной музыки, группы Нагои под её влиянием приобрели ещё более тяжёлое звучание. В основном нагойские группы стали исполнять творчество в направлениях: различные агрессивные виды хардкора, альтернативного или треш- /дэт-метала.

К 1999 году мейнстримовая популярность Вижуал-кей пошла на спад. «X JAPAN» прекратили свое существование. В начале следующего десятилетия распались многие группы, такие как «RAPHAEL» и «MALICE MIZER».

«RAPHAEL»
«RAPHAEL»

В начале XXI века (2000-2003 гг.) жанр снова начал набирать популярность, «LUNA SEA» и «X JAPAN» воссоединились, также возросло количество новых групп, которое СМИ окрестили как Neo vijuaru kei. Многие из этих групп добились большой популярности и оказали влияние на последующие группы: «the GazettE», «DEATHGAZE» и «lynch.» получили статус культовых в направлении Nagoya kei и подняли его. Также среди наиболее популярных: «MATENROU OPERA», «9GOATS BLACK OUT», «DANGER GANG», «exist†trace» (появилось больше полностью женских групп), «SCREW», «NIGHTMARE» и многие другие.

Окончание следует…

(В статье использованы фрагменты из общедоступных интернет-источников)

Автор:Элла МОЛОЧКОВЕЦКАЯ
Читайте нас: