Все новости
ГРАММОФОН
29 Сентября 2021, 12:00

«Моя Эдит Пиаф»

Эдит Пиаф – великая французская певица. «Воробушек» – как её многие называют. Женщина, которая существенно повлияла на развитие французской массовой музыкальной культуры в целом и дала начало традиции, известной как современный шансон.

Жизнь французской певицы – это череда взлётов и падений, любовных романов и горьких расставаний. И, тем не менее, она никогда не переставала петь и любить. Любить не только музыку и своих слушателей, но и после стольких тяжёлых событий, которые она проживала каждый день, – по-прежнему жизнь. Её судьбу можно назвать несчастной, однако Эдит Пиаф я назову по-настоящему счастливым человеком. Да, ей пришлось пройти через многое, бедность на протяжении всей жизни, две автокатастрофы, тяжелейшие операции, алкоголизм, три комы, две мировые войны и, наверное, самые тяжелые события для неё, смерть единственного ребенка и смерть любимого человека. Но в её душе всегда оставалась любовь. Она всегда пела о любви, и только о ней. «За любовь, за счастье нередко приходится расплачиваться слезами»  – говорила она. Это правда, но она пела так же о том, что любить – это самое важное в жизни, что любовь – это великий дар. И человек, который умеет любить – по-настоящему счастливый человек.

Обращаясь к своим зрителям, Эдит Пиаф пела о неразделённой любви, о неудачах в жизни, об одиночестве. Благодаря её голосу, трогающему за живое, её боль становилась болью слушателей. Когда пела Пиаф, все замирали, настолько сильно её голос, её песни поражали слушателя. Будь-то она на сцене знаменитого мюзик-холла или на улице бедного района, она всегда была услышана людьми.

«Каждая её песнь это чья-то жизнь с её радостями и огорчениями. Она могла одинаково воспеть в песне и судьбу бездомных уличных артистов, и судьбу девушки лёгкого поведения в песне "Аккордеонист", потерявшей на войне своего возлюбленного... Или спеть о бедном легионере, нашедшем вечный покой под песками пустыни... Или рассказать о моряке из песни "Чужестранец", которому вечную колыбель заменило ласковое море... Или обратиться в песне с мольбами к Богу: "Господи, оставь ещё на немного моего возлюбленного..."» . И это всё было одинаково трагично, но прекрасно.

Все её герои пережили беду. Именно к ним она всегда обращалась в своём творчестве, именно об их чувствах она пела. И в своих песнях она старалась помочь им преодолеть боль и переживания. В этом и была её сила.

В песни она вложила всю свою душу. Она пела так же и о себе, о своих горестях и одиночестве. Она как никто другой знала, что такое потеря любимого человека, что такое страдание и настоящее горе. Все свои переживания она выносила на сцену. Но это и помогло сблизить её со зрителями. Слушатели, видя её отдачу в творчестве, в свою очередь, отдавали ей всю свою любовь. «Я пою не для всех – я пою для каждого», – говорила она.

Я хочу поведать о фильме про Эдит Пиаф, с интригующим названием «Жизнь в розовом цвете». Когда только я узнала про этот фильм, у меня не было никакого желания смотреть его. Я не любила слушать французскую музыку, а про Эдит Пиаф знала лишь то, что это какая-то «знаменитая скандальная певица». Но когда я увидела отрывок из фильма, где она стоит на сцене и поёт свою знаменитую песню «Non, Je ne regrette rien», я была ошеломлена не только красотой звучания музыки, но и той эмоциональной энергетикой, которая шла от нее, хотя я всего лишь смотрела фильм, а не сидела в этом зале. Та атмосфера фильма, как будто окутывает всего тебя, и кажется, что ты сам попадаешь в фильм и можешь прочувствовать всё, что показано в нём. И, посмотрев этот фрагмент, я решила, что должна увидеть весь фильм! И ни одной секунды не пожалела об этом. Фильм поразил меня. С одной стороны, я была шокирована моментами из жизни Эдит, была опустошена после смерти её возлюбленного. А с другой стороны, меня переполняла невероятная гордость за неё, что она смогла несмотря ни на что не опустить руки и петь так, как будто её жизнь, действительно, протекала в розовом цвете.

На протяжении двух часов фильма меня завораживал её голос. В нём были слышны отголоски её тяжелого детства, слышна её любовь к жизни вопреки всем преградам и слышна её уверенность в следующем дне. Её голос был чудесен, он был неповторим. И в итоге, я окончательно влюбилась в этот фильм.

Фильм «Жизнь в розовом цвете», как мы сразу видим, совсем не розовый. С самого начала фильм шокирует зрителя. С первых кадров он поражает жестокостью и несправедливостью жизни к маленькой Пиаф, позже он удивляет своими сценами в тот период жизни Эдит, когда она была сломлена наркотиками и алкоголем. В середине фильма на глаза начинают наворачиваться слёзы, когда показывают сцену, где она узнаёт, что её возлюбленный Марсель погиб, а в конце ты чувствуешь себя абсолютно растерянным,  как будто сам прожил всё то, что пережила Эдит Пиаф. Но на протяжении всего рассказа о её жизни, ты не перестаёшь удивляться тому, как эта женщина смогла пережить все эти беды и каждый раз выходить на сцену с улыбкой. «Ты страдаешь – значит, ты живой»  – всегда повторяла она.

Фильм по-настоящему обескураживает и западает в самое сердце. Он учит тому, что, несмотря на все трагедии, нужно всегда идти дальше. Вся жизнь Пиаф – это показатель стойкости, мужества и неугасающего в ней таланта.  Фильм красочный как её жизнь, яркий как её песни, прекрасный как её голос и правдивый как вся её жизнь. Да, я не ошибочно написала «красочный» про её жизнь, хотя кажется, что со всеми этими горестями нельзя её так назвать. Но я считаю иначе. Да, как написано мной ранее,  жизнь Эдит неимоверно тяжела, полна трагедий и разочарований. Но в тоже время, она невероятна красочна! И такой её делала сама Пиаф. Она была дерзкой, смелой, той женщиной, которая запросто могла привести в дом любого бродягу, ночующего на решётке метро, такого, как Андре Люге или Франсиса Бланша. «В бане все равны! Все слеплены на один фасон! Почему же я не могу посадить их рядом за мой стол?» – говорила Пиаф.

Вот как отзывались близкие люди про Эдит Пиаф.

Жину Рише, актриса: «На вершине своей славы, особенно после хорошей дозы бордо, Эдит могла предложить: "Пойдём на улицу!". Переодевалась в нищенку, и мы отправлялись по улицам Парижа туда, где она когда-то пела. Она могла запеть прямо на улице, как в старые добрые времена. Через пару минут собирались слушатели и недоуменно говорили: "Но как же она похожа на Эдит Пиаф! Тот же голос, тот же рост, то же лицо, невероятно!" Никто даже не пытался с нами заговорить, все зачарованно слушали "двойника" Эдит Пиаф» .

Симона Берто, сводная сестра Эдит Пиаф: «Как только ей становилось лучше, она отбрасывала запреты. Лулу остерегал её, но она возражала: "Кому нужно моё примерное поведение? И для чего? Я никогда такой не была! И мне так хочется жить!"» .

Жан Кокто, поэт, драматург, режиссёр: «Для меня она была больше, чем певицей. Она была душой, зеркалом, живым отражением человеческого горя, отчаянным криком страдания, символом нашего одиночества и нашей печали».

Со своим другом Шарлем Азнавуром она познакомилась уже будучи знаменитой певицей. Встретились они в одном из многочисленных парижских кафе, в котором он пел, тогда ещё никому неизвестный. «Этот маленький, с кривым носом – личность. У него все задатки…»– сказала она своим спутникам и с того вечера взяла его под своё покровительство. Он был терпеливым учеником, со всей благодарностью относился к ней, после того как она взяла его себе под крыло. Он носил за ней чемоданы на гастролях, был её шофером, ходил с ней по двадцать раз на её любимые фильмы в кино и, самое главное, – сочинял для неё песни. Азнавур написал для Эдит Пиаф такие шедевры, как «Идёт дождь», «Иезавель», «Однажды» и другие.

Шарль о Пиаф говорил: «Неподражаема. Она была неподражаема. У этой "Мадмуазель Противоречие" сердце было огромное, как гибралтарский утёс, а в характере сочетались черты дворовой девки и Святой Терезы. Она была настоящей женщиной. Если вы входили в её круг, то уже не могли выйти из него. Она околдовывала вас, она делала своим то, что вы сказали накануне, и, устремив на вас ясный взор своих прекрасных глаз, утверждала, что это была её идея, и скорее отдала бы себя на растерзание, чем признала, что это не так. Поверив в то, во что решила верить, Эдит, это очаровательное торнадо, этот гений добра и зла, это скопище достоинств и недостатков, всеми силами своего маленького тела отстаивала свою правоту. До конца её дней между нами была дружба, граничащая с влюблённостью, было братское взаимопонимание, но никогда не было постели. Я вошёл в её странное окружение однажды вечером 1946 года, и с этого момента изменилась вся моя жизнь. Как ручейки вливаются в реки, я с открытым сердцем бросился в этот бурный и влекущий поток, который не мог не взволновать молодого человека, никогда прежде не встречавшегося с личностью такого масштаба» .

Эдит Пиаф говорила: «Для меня нет ничего более важного в жизни, чем любовь и мои песни, но мои песни – это тоже любовь». Она всю жизнь искала любовь, но та почти всегда от неё ускользала, и как только она начинала думать, что нашла в жизни того, кто будет для неё всем, всё рушилось, и она снова оставалась одна. Лишь однажды ей казалось, что чудо почти свершилось, что знаменитый французский боксёр, чемпион мира, Марсель Сердан наконец сделает её счастливой. Но тщетно... Смерть разлучила их. Смерть разлучила её и с Тео Сарапо. Как мне кажется,  две основные линии, протекающие через всю жизнь Пиаф – это смерть и любовь. Но что же из них было сильнее? «Я не верю в смерть – говорила она. Я считаю, что, когда люди по-настоящему любят, они бессмертны». И она всегда искренно верила, что после смерти любящие души встречаются.

В тот самый вечер, когда погиб Марсель, она смогла найти в себе силы выйти на сцену. Она пела, превозмогая свою боль, как будто угасая с каждым словом, спетым ей. Эдит исполняла «Гимн Любви», в память «о нём и только о нём». В тот злосчастный день её буквально вынесли на сцену. Она не могла ещё до конца осознать всё, что произошло. Но её преданные зрители ждали её, и возможно, они и давали ей силу петь. Ради любви своей публики, она смогла перебороть эту убивающую её изнутри боль. Но продержаться до конца она так и не сумела. На втором куплете «Гимна любви», зрители увидели, что она, падая, хватается за занавес. Со сцены певицу унесли в глубоком обмороке.

И всё-таки, главная заслуга Эдит Пиаф в том, что своими песнями она поддерживает человека в горе, в одиночестве, даёт ему надежду на существование, когда кажется, что всё уже потеряно. Говорят, что Пиаф была трагической певицей, но в то же время её песни очень оптимистичны. Полагаю, она многим людям помогла преодолеть беду. Ведь своими песнями она несла любовь и надежду.

Вот уже 57 лет прошло после смерти Пиаф. Великая певица за всю свою недолгую жизнь сумела покорить сердца миллионов людей. Её огромное наследие всегда будет считаться классикой французского шансона, и на века останется в сердцах людей, которых она покорила своим уникальным голосом, а её песни – хитами.

Автор:Айша ХАСАНШИНА
Читайте нас: