От горы Саит-тау до предгорья Алатау. Часть вторая
Все новости
ГРАММОФОН
18 Октября 2019, 13:55

Беседа с саксофоном

Думал, один разок послушаю, поставив CD-диск в привод компьютера,однако… Оптический мультипривод со временем «окостенел» – он отвык что-либопрокручивать, глотать. Я и сам сто лет в руки не брал диски – этих «мамонтов»нулевых годов. И ведь какая разительная несхожесть между CD audio и mp3: звукпервого попросту космический по сравнению с этой жалкой компрессией mp3. И, чтонемаловажно, поставил альбом «Eurasia» Олега Киреева.

Слушал и улетел! Потом опять слушал и снова улетел. И от качества чистейшего звука, что я отвык и от джазовых квинтэссенций, перетекающих как морская волна за волной. Зыбь на поверхности диска. Завывание сакса. Углекислый газ, выделяемый лёгкими, перманентно плыл вместе с ноющими, гаркающими звуками ввысь и выше. Мне не достать до «их потолка». Жизнь плюхала вовсю в том джазе, что звучал-рычал на CD-диске.
Был в прошлые выходные на концерте джаз-ансамбля «Орлан» Олега Киреева в Башкирской государственной филармонии им. Хусаина Ахметова. Публика вальяжно разгуливала перед концертом в залах филармонии в ожидании джазового буйства. И я тоже чего-то ждал эдакого и даже больше. Удивило, что «задник» на подмостках пустой – чёрный. Без каких-либо декораций, без буквенного названия группы. Наверное, можно было хотя бы повесить экран, и на него брызнуть соответствующее изображение. Как-никак гость солидный, уфимец, но нет, устроители не пожелали. Поскромничали. Хотя, что брюзжать: когда всё началось, эта «чернота» позади музыкантов будто исчезла сама по себе. А музыка разлилась подобно наводнению – половодью реки.

«Башкирский караван», «Башкирский сельский блюз», «Народный танец» и многие другие замечательные композиции вырвались на свободу – к своим слушателям. Но особенно пощекотала нервы вещица Scent of the North «Духи севера»; на её фоне виделось нечто немыслимое: пампасы Южной Америки, индейцы, несущиеся на лошадях, «слепое» солнце, что пряталось за их спинами. А ко всему прочему, что является видением – всплыли красочными слайдами уральские хребты, оседлые племена, звучание (почему-то) губной гармошки и курая. Курай сопел, жёг, пожалуй, громче всех и задиристее. А Олег Киреев ему «аплодировал» на саксофоне. Коллаборация с участием артиста БГФ им. Х. Ахметова.

Занимательно было наблюдать за клавишником Русланом Воротниковым, что в такт музыке… Нет, его руки производили технические действия на автомате, нажимая на клавиши, а сам же он где-то «гулял»... в кулуарах музыки. Его ничто не могло сбить из беспрерывного тягучего движения. Труба Рустема Галиуллина бежала вперёд, зазывая за собою всех остальных. Она, кажется, требовательно изрекала: «Парадом командовать буду я!» Иногда она, труба, тет-а-тет «беседовала» с саксофоном Олега Киреева, доходящая до доброй шутливой полемики. Их «беседа» продирала до косточек, до прожилок. Хлёстко играл на ударных Рустем Каримов. Скорострельно и с хулиганским ухарством. Чем не Ринго Стар?! Музыканты часто друг с другом соревновались, затевая то и дело свой «музыкальный спор», отчего концерт выдавал свою особенную нотку.
Джаз шёл почти бесшовным, не считая небольшого перерыва между отделениями. Участники ансамбля «Орлан» едва успевали передохнуть, как вновь пускались в бурю свинга, мейнстрима, этно. Горловое пение Олега вызывает восхищение – вот ведь, наловчился же! И тут можно бесконечно шагать по различным пунктам музыкальной программы, но выведется всё же один вердикт – концерт вышел СУПЕРСКИЙ! Извиняюсь за сленг. Но непреложный факт есть факт! В завершении, поставлю-ка я опять СD-диск с «Орланом» в полуживой привод компьютера и… слетаю к Альфе Центавра с джазовыми запахами, что не имеют привычку растворяться, исчезать бесследно. Джазовые запахи вечны!

Алексей ЧУГУНОВ
Читайте нас: