Экспонаты, представленные на выставе — старые картины, в буквальном смысле «собранные со свалок» — ее организатор, гостеприимный и ответственный Аркадий Шестаев, вот уже много лет занимается «спасением» старых вещей, выброшенных хозяевами за ненадобностью. Как правило, он находит свои «жемчужины» в старых домах под снос, либо прямо на улице, порою даже — возле мусорных контейнеров. Таков, например, один из немногочисленных пока экспонатов выставки (всего их чуть более десяти) — аккуратный деревянный мольберт с прикрепленным к нему маленьким осенним пейзажем. Думается, в компании с ним неплохо смотрелась бы пара старых отреставрированных кресел с цветастой обивкой. Но это пока — только мечты.
Сам Аркадий — человек неравнодушный: он был инициатором того, чтобы в родном подъезде наконец-то появилась новая железная дверь, повесил люстру на лестничной клетке первого этажа… Теперь подъезд дома на проспекте Октября, в котором живет наш герой, благодаря выставке превратился в маленький островок уюта. Кто знает, может быть, найдутся в нашем городе еще энтузиасты, которые захотят последовать примеру Аркадия? Пожалуй, и такое возможно…
При посещении выставки в глаза сразу же бросается портрет неизвестного мореплавателя в синей тельняшке и бескозырке, про который Аркадий рассказал нам целую историю, пересказ которой здесь займет, пожалуй, слишком много времени и места. А вот — портрет пожилого человека с нетипичными для нашей местности тонкими чертами лица — по словам Аркадия, он вполне мог принадлежать к семье Фокерроттов, уральских немцев. Здесь же, под портретом, весьма символично расположился кусок немецкого камуфляжа времен Великой Отечественной войны… Словом, каждый представленный на выставке экспонат, хотя и не является шедевром, достоин того, чтобы о нем помнили. История складывается из мелочей — и кто знает, когда они нам понадобятся, эти мелочи?
Сам Аркадий очень сокрушается по поводу того, что у нас в городе нет организованного блошиного рынка. Вернее, есть один — но он полностью нелегален, и люди, устраивающие его, оставляют после себя горы мусора. А будь в городе специально отведенное место, где люди могли бы продавать старые вещи, не нужные им самим, глядишь, и не пришлось бы их выбрасывать, и нашелся бы непременно на них свой покупатель — разве мало в городе подобных Аркадию любителей старины? Старыми картинами, в конце концов, можно украсить свой собственный подъезд — тогда, может быть, и желание «гадить» в нем отпадет…
В заключение можно сказать, что идею, поданную обществу Аркадием, несомненно, необходимо развивать. Наша жизнь — целиком и полностью в наших руках, и устройство ее начинается с малого. Только от нас зависит, будут ли у нас в подъездах висеть картины, — или же под ногами будут валяться шприцы и пакеты из-под мусора. Выбор всегда остается за нами. И здесь он, по-моему, очевиден.
_______________
*уточнение редактора от 19.04.2024 г.
газета «Истоки» № 3 (875) от 22 января 2014 года