В начале сентября, из Уфы, к месту боевого слаживания отправились бойцы второго батальона имени Салавата Юлаева.
– Сегодня мы отправили очередную команду добровольцев батальона Салавата Юлаева на боевое слаживание, – рассказал советник Главы республики по взаимодействию с войсками национальной гвардии РФ, инициатор создания подразделения Артур Юмагужин. – Уехали порядка 40 человек, мужчины со всей республики. Вообще, каждый раз отправляем не меньше 25 человек. На подготовку военнослужащих уйдет не более полутора месяцев, это максимум.
Напомним, о создании второго батальона имени Салавата Юлаева стало известно в августе этого года. Такое решение было принято в связи с тем, что даже после формирования первого подразделения в штаб продолжали поступать звонки от желающих. Глава Башкирии поддержал инициативу. Стать добровольцами захотели более 3 тысяч мужчин.
– Парни собрались с боевым духом, с настроением. Они едут с настоящим, искренним желанием защищать нашу великую Россию. Есть у нас добровольцы из администраций и правительства, есть директора школ и учителя, есть несколько крупных бизнесменов, действующие сотрудники военной полиции, военные пенсионеры. Процентов 70, конечно, составляют представители силовых структур, в частности, прошедшие «горячие точки» — Афганистан, Сирию, Кавказ и СВО. Именно они составляют костяк батальона. Это сильно укрепляет коллектив, и у таких парней настроение другое, – отметил Юмагужин.
Главной причиной высокого спроса, считает Артур Юмагужин, является поддержка бойцов властями Башкирии. Когда солдаты по «сарафанному радио» рассказывают о том, что региональные меры поддержки действительно работают, это становится опорой для добровольцев. Мужчины знают, что их семьи останутся в надежных руках, пока они на передовой. А сами воины не будут выпрашивать зарплату, ведь им все приходит в срок и до копеечки.
Ребята пользуются льготами, получают все до копейки, отпуска дают, питание хорошее, обеспечение есть. Семьи бойцов поддерживают главы муниципалитетов. Причем не надо звонить и просить о помощи. Все уже на контроле. Это система.
«Количество добровольцев, о котором мы говорили, уже набрано, даже больше. Контракты подписаны. Осталось решить вопросы с документами. Но! Дадут команду – продолжим работу», – заключил Юмагужин.
Заместитель премьер-министра правительства Башкирии Ирек Сагитов, куратор батальона, встретился с бойцами и дал им напутственные слова. Солдаты уважают его, и он регулярно приезжает встречать и провожать их.
Артур Юмагужин отметил: в батальон попадают только физически и морально крепкие мужчины, многие желающие не смогли пройти отбор. Однако отбоя от звонков нет, телефоны штабов не прекращают работу ни на минуту.
– Наблюдая за нашими парнями, я радуюсь. Они уверены в своем выборе и настроены серьезно, они в хорошем настроении. Эти парни полны бодрости, смелости и настоящего мужества. Башкирия – это настоящий патриотический регион, и я горжусь своей родиной. У нас есть батальоны, полк, и люди сами идут к нам. Боевой дух у нас очень высокий, – сказал Ирек Сагитов.
Немногим ранее, 19 июля, из Уфы со сборного пункта Республики Башкортостан в зону проведения специальной военной операции уехала группа военнослужащих. Они заключили контракт с министерством обороны РФ и будут служить в башкирском батальоне имени Героя России Минигали Шаймуратова. Среди них есть те, кто проходил срочную службу в Вооружённых силах России, и те, кому этого не довелось, у некоторых за плечами несколько контрактов и опыт боевых действий в «горячих» точках, а также те, кто уже успел испытать себя в боях на Донбассе. Мужчины выбрали службу по контракту, но стремятся пополнить ряды «шаймуратовцев».
После этого бойцы слушали речь главы Башкирии Радия Хабирова, затем прозвучали гимны России и Башкортостана. Глава выразил свою благодарность служащим и пообещал, что республика постарается снабдить воинов всем необходимым.
– Благодарю всех ребят-добровольцев, которые приняли для себя непростое решение. И спасибо их близким, которые в этом решении их поддержали. Забота о воинах-земляках и их родных – самая главная наша задача. Обещаю, что мы сделаем все для того, чтобы защитники Родины и их семьи ни в чем не нуждались. Всей республикой мы и дальше будем создавать условия для того, чтобы наши парни могли достойно выполнять боевые задачи, не отвлекаясь на быт.
По словам Хабирова, власти республики обеспечат военных современной техникой, экипировкой.
Также в конце мая состоялись проводы батальона военных, отправившихся из республики в место проведения боевого слаживания. В дальнейшем бойцы Башкирской зенитно-артиллерийской батареи имени Шарифа Сулейманова и Башкирский танковый батальон имения Сергея Зорина отправились в зону проведения специальной военной операции. Оба воинских подразделения вошли в состав Башкирского добровольческого полка «Башкортостан».
Отправка состоялась из парка «Патриот» военного городка Алкино-2 Чишминского района.
Оглядываясь назад, в исторический промежуток времени, когда зарождались первые башкирские вооруженные отряды, мы видим этапы зарождения, изменения и становления башкирских войск.
В первой половине X века (по другим сведениям – в первой половине IX века) предводитель башкирских племен Башгирд (башк.) русск. с двумя тысячами всадников служил в армии Хазарского каганата на границе с Кимакским каганатом. Снаряжение воинов-башкир состояло из пики или копья, сабли, лука и колчана со стрелами, кистеня, щитов различной формы. Некоторые воины надевали перед боем латы. Башкирское войско подразделялось на тысячи, сотни, пятидесятки и десятки, во главе каждого из которых стояли командиры. Военная тактика башкир отличалась главенствующей ролью конницы и постепенно развивалась в постоянных столкновениях с соседями – кочевниками.
С XIII века территория Башкортостана входила в состав Монгольской империи. Весной 1229 года тридцатитысячное войско татаро-монголов двинулось на Запад, и к осени оно было в степях Яика и Итиля, где встретили упорное сопротивление со стороны башкир и их союзников булгар. В 1232 году татаро-монголы планировали захватить столицу Волжской Булгарии – Биляр, где были остановлены на главных оборонительных рубежах по рекам Большой Черемшан и Кондурча. Но в последующих походах татаро-монгольским захватчикам все-таки удалось покорить башкир и булгар. По сообщению Рашид ад-Дина, осенью 1236 года монголы выступили «в поход против булгаров и башгирдов» и в короткое время захватили их. «Хотя страны Булгар и Башгирд были завоеваны, но их жители снова восстали». Впоследствии башкирские отряды пополнили монгольскую армию, в XIII – XVI вв. – войска Золотой Орды, Казанского ханства, Ногайской Орды и Сибирского ханства.
Согласно жалованным грамотам, шежере и другим историческим сведениям, военная служба башкир стала одним из условий присоединения Башкортостана к Русскому государству.
В начале XVII века, в период Смутного времени, башкиры остались верны своим обязательствам перед молодым Российским государством, и присяге, данной московскому царю. Они приняли активное участие на стороне правительственных войск в борьбе с отрядами самозванца Лжедмитрия II и пришедшими вместе с ними интервентами.
С 1608 по 1610 года, в составе объединенного войска воеводы Андрея Семеновича Алябьева, башкиры участвовали в освобождении от отряда Лжедмитрия II таких городов, как: Балахны, Мурома, Владимира, Касимова. Разбив силы самозванцев в Подмосковье, в марте 1610 года правительственные войска, среди которых была и башкирская конница, вступила в столицу. Сразу по прибытии в Москву служилые люди Поволжья, выполнив свой долг, были отпущены домой.
Однако боевые действия не прекратились, войско Речи Посполитой в том же году вошло в Москву, что вызвало недовольство народа и формирование первого ополчения зимой 1610 – 1611 годов. Войдя в состав Первого ополчения, в феврале 1611 года башкиры выступили из Нижнего Новгорода в составе сил «понизовых городов» и участвовали в бою под Бронницами. После неудачной осады Москвы башкиры оставались под столицей. А с прибытием Второго ополчения, поступили на службу под начало князя Пожарского. Они участвовали в боях с польско-литовской конницей гетмана Ходкевича по Григорианскому календарю 22 – 24 августа 1612 года под Москвой.
28 августа 1612 г. войска Ходкевича отступили от Москвы, что предопределило капитуляцию польского гарнизона в Кремле 27 октября 1612 года и полное освобождение столицы. Башкиры вместе с казаками и поместной конницей смогли противостоять польско-литовской кавалерии, считавшейся на то время одной из лучших в Европе. В тяжелый период Смуты башкиры, верные данным ранее обязательствам, дважды в 1608 – 1610 и 1611 – 1612 годах силой оружия, жертвуя своими жизнями, способствовали сохранению независимости Российского государства.
Факт участия башкирской конницы в период Смутного времени подтверждает грамота уфимскому воеводе А.С. Алябьеву от царя Алексея Михайловича, в которой говорится: «Башкиры при прежних государях и при отце нашем, Блаженные памяти, при великом государе Всея Руси царе и великом князе Михаиле Федоровиче сражались против поляков, а во время Московского разорения были под Москвою и до Московского разорения были в нашей службе под Новым Городом на Бронницах с боярином, с князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким, а после того были они на нашей службе в полку у боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского».
Башкирские полки в количестве 1 тыс. человек преданно служили в составе российской армии и бесстрашно воевали в боях во время Северной войны против Швеции в 1700 – 1721 годах, в составе войск генерала Шереметьева Бориса Петровича, под руководством самого Петра Великого. За отвагу и мужество, проявленное в боях в Северной войне, 45 башкирским войнам был пожалован титул тархана. На основе завершения 21-летней Северной войны 1700 – 1721 гг. был подписан Ништадский мирный договор между Швецией и Россией. На основе Ништадского мирного договора Петр I вернул и присоединил Лифляндию (нынешняя северная Латвия и южная Эстония), Эстляндия (территория северной части Эстонии), Ингерманландия (территория нынешней Ленинградской области), также присоединил города – г. Выборг, г. Ревель, г. Рига. В результате победы Россия обрела статус великой державы, а государь Петр I титул императора. Но самое главное Петр I прорубил окно в Европу в Балтийском море для торговли с европейскими странами и начал строить военные корабли, заложив начало мощному строительству Военно-морского флота России.
Прусский король Фридрих II, продолжая политику своих предшественников, направленную на присоединения к королевству немецких земель, в том числе входивших в состав соседних государств, с 40-х гг. XVIII в. начал экспансионную политику в Центральной Европе. В результате двух Силезских войн (1740 – 1742 гг., 1744 – 1745 гг.) к Пруссии отошла австрийская Силезия, что значительно укрепило экономику королевства и увеличило численность населения вдвое. За 15 лет Фридрих II создал одну из самых лучших европейских армий, доведя ее численность к 1756 г. до 180 тыс. человек, а также обеспечил большие воинские запасы. Проводя сложную дипломатическую игру, Фридрих II в январе 1756 г. подписал союзный договор с Англией, нарушив прежние союзные соглашения с Францией и Россией. Ответом на это явилось создание в том же году коалиции крупнейших государств Европы – Австрии, Франции и России, направленной против Пруссии, где в 1756 – 1763 гг. в Семилетней войне героически сражались 1,5 тыс. человек, 4 конных полка башкир в составе армии генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского в Восточной Пруссии.
В конце 80-х – начале 90-х гг. XVIII века Российская империя попала в сложную внешнеполитическую ситуацию, связанную с тем, что она должна была одновременно вести две войны и готовиться к третьей. На юге полным ходом шла Русско-турецкая война. Несмотря на крупные победы, одержанные войсками генерал-фельдмаршала Г.А. Потемкина и генерал-аншефа А.В. Суворова, противник имел достаточно сил для сопротивления. Одновременно Швеция, используя занятость российской армии боевыми действиями с Турцией, начала войну с Россией, осадив в 1788 г. крепость Нейшлот. 38-тысячной шведской армии противостояла 14-тысячная российская армия под командой генерал-адъютанта графа В.П. Мусина-Пушкина. Эта армия ускоренно пополнялась гарнизонными командами, рекрутами, спешно формируемыми иррегулярными частями. Вместе с мишарями и оренбургскими казаками более 2000 башкир в составе 4 полков были командированы из Оренбургской губернии в Прибалтику, где в составе четырех пятисотенных полков воевали в Финляндской армии под командованием М.И. Кутузова. Уже в августе шведы вынуждены были снять осаду, а в следующем году, доведя свои войска до 20 тыс. человек, Мусин-Пушкин начал наступательные действия в шведской Финляндии. Параллельно шли бои на море. В 1790 г. армию возглавил новый главнокомандующий, генерал-адъютант, граф И.П. Салтыков. 3 августа 1790 г. в Верелэ был подписан мирный договор.
Продолжение следует…