В Национальном музее РБ прошел круглый стол 21 июля 2023 про виды Уфы и сохранность оных. Назывался «Наследие и урбанистика: традиции, тренды, стол переговоров», посвященный предстоящему 450-летию Уфы. Могу сказать, что разговор был неплох самой постановкой вопроса.
Оказывается проблема в том, что в отличие от других городов, в Уфе исторический центр не успели объявить в 90-е культурным наследием (ну, что же вы так, Муртаза Губайдуллович, проворонили). А теперь местные власти на это «объявить культурным наследием» не пойдут, потому что это огромные деньги. А что, раньше бесплатно было? Вот в этих Челябинсках, Псковах, Иркутсках, реконструкциями центров которых дальнейшие выступавшие восхищались?
А пока исторический центр не станет «культурным наследием» федеральных грантов на реставрацию и реконструкцию нам не видать.
Про «огромные деньги», которые нужны на то, чтобы объявить исторический центр «культурным наследием» уяснила из дискуссии следующий момент: когда задали вопрос про «шаляпинский» дом, чиновник сказал, что документация и экспертиза будет стоить порядка 2 миллионов. На улице Большой Казанской (ныне это улица Октябрьской Революции) порядка 45-47 домов. Это где-то 90 миллионов. Возвращаясь с круглого стола, сидела на «умной остановке» глядела на табло, которое показывало движение автобусов в другую сторону, чертыхнулась, полезла смотреть в телефоне «умный транспорт». И меня вдруг осенило – а ведь на эти модернизированные остановки потратили 90 миллионов. То есть для этого бесполезного нововведения деньги не огромные? Туристы, конечно, с восхищением будут снимать сии остановки на память. А уж как повысится туристическая привлекательность города беспрерывным циклическим процессом смены плитки на улице Ленина – осенью клали «зимнюю» плитку, теперь кладут «летнюю». И так каждый год. Как цветение сакуры в Японии. Туристы специально будут приезжать любоваться сезонной сменой плитки – это будет «уникальная» традиция – уфимское «ханами». Уже и анекдоты на эту тему есть.
Вспомнила свое стихотворение 2018 года «В Уфе»:
В Уфе улицы без горизонта,
Только
Следим в зенит за небом,
Улиц колодцы и сверху оконце.
В Уфе местной звезды
Не дождемся,
Лишь мировые
Сбежали отсюда и светят.
В Уфе три реки и набережная
В 500 метров длиной,
Стоимостью в миллиард,
Наверное сваи вбили
Из трубы не ржавой,
А золотой.
В Уфе магистрали
Не соединены трамваем,
А по оврагам остатки-заплатки
Истории деревянного зодчества,
А по горам громоздятся
Бетонные новоуродища.
Красивое в Уфе мажут серой краской,
Называется «гридеперль».
В сарае художественном
Художественный музей.
Старые авангардисты
Не пишут маслом
– сверху пыльных ковров
Приклеивают фотографии.
Выставки потных одеял
На первом плане.
Куда не туда пошел
Головной эшелон?
На запасном пути
Стоит в второй – там
Тоже люди, которые пишут
Мысли – никаких фанфар,
Прибытий на главные праздники,
На местный телеканал.
В Уфе не знают писателей
Ни в одном издательстве
– нет издателей,
Есть невнятные тетки
С искаженными лицами:
Мы поставим вас в очередь, ждите,
А пока издаем «народных» тома.
Что-то где-то должно пылиться,
Почему бы не быть этой пылью
Титулованным лицам?
В Уфе, например,
Очень доблестный мэр,
Еще б люди ему не мешали,
Понаехали, понарожали,
Нелегко угодить миллиону уфимцев,
Лучше быть на болоте
Лягушкой-принцем,
Сиди и квакай
Имя короткое, как выстрел,
Уфа из трёх букв
Единственный город, столица.
И скоро соответственно
Краткому слову
Здесь город выстроим.
Только последнюю красоту снесём,
И никогда ниоткуда не увидите окоём.
С момента написания стихотворения не особо что-то изменилось.
Боюсь, что от исторического облика Уфы останется на память только альбом-каталог «Уфа в объективе времени. Фотографии А.А. Зираха ‑ культурно-историческое наследие Уфы». На круглом столе Маратом Файзуллиным был презентован этот каталог многим пришедшим. Он издан в рамках проекта на грант главы республики. И также нам был показан трейлер фильма о самом фотографе Зирахе, который снимается тоже по этому же гранту режиссером Рустемом Шайхутдиновым и Центром творческих инициатив «Арт Вектор».
Уже много лет главным камнем преткновения в проблеме сохранения культурно-исторического наследия Уфы является разобщенность всех ведомств и общественных структур, от которых этот вопрос зависит.
Краеведы всегда ратуют за сохранение старины, понимая, что уникальность нашего города как раз в том и состоит, что у нас есть и элементы московского центра, и питерские уголки и тихие холмистые места, так и оставшиеся деревнями в городе. Уфа сохранила как лучевую планировку средневекого города, так и классическую, утвержденную в начале ХХ века в рамках исторической части. Нужно, чтобы все лица, ответственные за сохранение недвижимого культурного наследия, и инвесторы, считающие, что Уфа это просто стройплощадка, и те, на кого возложен контроль за соблюдением законодательства о сохранении культурного наследия и конституционного права доступа каждого к нашему наследию, в том числе для потомков, просто полюбили культурное своеобразие нашего города.
Полюбили его, как любят краеведы, коих встретила во множестве.
На круглом столе выступил Артур Байков с рассказом о концепции «Уфимского ожерелья», и теперь эта программа дополняется не только прогулками по зеленым зонам города, но и историко-краеведческими стендами и экскурсиями. Может это сподвигнет, как простых горожан, так и горожан «чиновников и застройщиков» к любви и пониманию ценности нашего наследия? Ведь они тоже здесь живут, не с Марса прилетели.
А тем временем уникальная Большая Казанская безвозвратно уходит от нас. И воздвигают хищные застройщики «бетонные новоуродища».
P.S.: Ханами (яп. 花見, любование цветами) — японская национальная традиция любования цветами, стоящая в одном ряду с любованием листьями клёна и луной.