Каждая страна хочет стать могущественной, забывая, что другие хотят того же; каждому хотелось бы поживиться еще чем-нибудь за чужой счет. Любое государство, проигравшее войну, испытывает естественное недовольство. У немцев же после Версальского договора (1919 г.) оно было многократно усилено развалом экономики, безработицей и нищетой.
Все это совпало с гитлеровской идеей похода на Восток (Drang naht Osten), культивируемой в Германии со времен канцлера Бисмарка. Тем не менее «русского медведя» побаивались.
Сооружать Ostwall начал в 1927 году еще Рейхсвер (вооруженные силы Веймарской республики). Со сменой власти (Гинденбурга в 1933 г. сменил Гитлер) работы ускорились, и первую очередь закончили в 1937 г. Этот оборонительный вал не был сплошной линией, как линия Мажино или линия Маннергейма (Финляндия). Это была целая сеть опорных пунктов, перемешанных с естественными природными преградами: реками, болотами, сопками, непроходимыми лесами. Но, как выяснится позднее, – соединенных между собой подземными тоннелями.
С 1937 года возведение этого укрепрайона было поручено нацистской строительной армии Тодта, где трудились профессионалы высокого класса: инженеры-маркшейдеры, гидротехники (чтобы создать под болотами и реками герметичные тоннели, требовалось отменное мастерство), железнодорожники, бетонщики и высококвалифицированные электрики. Специалисты Тодта при строительстве использовали новейшие достижения техники того времени, а в части создания смертельных ловушек и сюрпризов для «непрошеных гостей» использовали опыт зодчих средневековых замков. В период 1941–1945гг эта строительная армия использовала добровольный труд и советских военнопленных: вспомним Андрея Соколова из рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
В треугольнике рек Верта – Обра – Одер (до 1945 г. эти земли входили в состав Германии, а потом отошли к Польше) было построено самое обширное в Европе военное подземелье с многокилометровыми тоннелями и проложенной там двухпутной узкоколейкой на электрической тяге. Эта железнодорожная колея соединяла Берлин с Варшавой (расстояние между ними по прямой – 500 км), шла дальше и имела ответвления. Как выяснили впоследствии польские и советские исследователи, на этой железной дороге было 22 подземных вокзала, и все они имели свои названия: «Хенрик», «Берта», «Дора», «Марта», «Эмма». На ближайший к польскому городку Мендзыжечу (100 км до белорусского города Бреста) вокзал «Хенрик» из Берлина скрытно прибывал Гитлер и уже наземным путем отправлялся в Растенбург (Восточная Пруссия), где была расположена его личная ставка «Вольфшанце», или же в «Верфольф».
Лабиринты подземных тоннелей напоминали ходы червя в земле. Скорее всего, именно поэтому край Мезерицких озер, где строился один из крупнейших в мире укрепленных районов, в секретных документах был зашифрован как «RL» (от немецкого Reqenwurmlaqer – «Лагерь дождевого червя»). Доподлинно известно, что Гитлер побывал в этом подземном «царстве» не менее двух раз.
Под стоящими на поверхности бронеколпаками с амбразурами, в которых были установлены огнеметы, гранатометы и тяжелые пулеметы, располагались подземелья с «фюрер-рум» – комнатой командира, перископной, хранилищем карт и документации, туалетом и умывальником, а также с замаскированным подземным выходом на поверхность. Ниже – склады боеприпасов различных видов; цистерна с огнеметной смесью; камера входной ловушки (с проваливающимся полом), она же карцер; фильтровентиляционная камера; спальный отсек для дежурной смены; столовая. Еще ниже шли помещения казармы, склада продовольствия и небольшого лазарета. Там же находился и вход в четырехметровый (в диаметре) колодец, уходивший отвесно вниз. По винтовым ступенькам можно было добраться до расположенного на глубине 45 метров высокосводного зала, из которого уходил вглубь еще один колодец, до краев наполненный водой (это запасы питьевой воды). Таково устройство бункера «Шарнхорст» близ польской деревни Калава. Все это сооружение было полностью электрифицировано.
Однако в конце января 1945 года войска генерала Гусаковского (1-й Белорусский фронт, командующий – Г. Жуков) прорвали этот «непреодолимый», как считали гитлеровцы, рубеж и вышли на берег Одера, с ходу форсировав его. Не помогли фашистам ни новейшие достижения техники, ни бронебетонные укрытия. Здесь же, под Мезерицком, дрался с дивизией СС «Мертвая голова» танковый батальон майора Карабанова. Части СС отчаянно защищались, бой был кровопролитный, но противостоять натиску бойцов Красной Армии эсэсовцы не смогли. Навечно остался в тех краях майор Карабанов со многими боевыми товарищами. Их вечную память молча и грозно охраняет установленная на постаменте «тридцатьчетверка», устремленная на Запад.
После войны в районе «Лагеря дождевого червя» стали расквартировываться воинские части Северной группы советских войск, в том числе бригада правительственной связи. Один из первых первопроходцев катакомб Мезерицких озер полковник Александр Лискин рассказывает, что однажды вблизи Лесного озера нашими воинами был обнаружен выход на поверхность подземного силового кабеля, замеры приборами показали наличие в нем промышленного напряжения 380 v. Вскоре внимание наших саперов привлек бетонный колодец, который «проглатывал» воду, низвергающуюся с невысокого холма. Вероятно, ток давала работающая автономная электростанция, находящаяся в подземелье.
Позднее саперами под одним из холмов был обнаружен замаскированный вход в туннель. Даже при первом взгляде на этот вход (рядом обнаружились вентиляционные каналы с решетками) было ясно, что это довольно серьезное сооружение и туда просто так не попасть.
Другой группе наших исследователей через один из дотов удалось проникнуть глубоко под землю. Рассказывает техник-капитан Черепанов: «Группа вошла в тоннель не в начале. Вход в него находился где-то под Лесным озером. Это было как подземное метро, так как по дну тоннеля проходила железнодорожная колея. Потолок был без признаков копоти. По стенам аккуратная расшивка кабелей… Медленно, с соблюдением мер предосторожностей, поисковая группа двигалась по тоннелю в направлении современной Германии, вскоре бросили считать тоннельные ответвления – их обнаружили десятки. И вправо, и влево. Но большая часть ответвлений была аккуратно замурована… Исследование законсервированного подземного города, проложенного под лесами, полями и речками, – задача для специалистов иного уровня».
Похоже, что перед тем, как оставить «Лагерь дождевого червя», была проделана большая работа по его консервации. Без плана-схемы раскрыть тайны этого подземного лагеря было очень сложно; это требовало больших финансовых затрат.
В подземельях Калининграда находится затопленный и законсервированный немцами торпедный завод. Но откуда туда поступает морская вода уже на протяжении многих лет, наши специалисты установить так и не могут. Немцы умеют хранить свои тайны.
Какие же колоссальные материальные и людские ресурсы были брошены немцами на обеспечение своей захватнической политики! Если бы Германия, жестоко наказанная победителями в войне, ограничилась только мелким тяжбами за сопредельные территории, а средства были пущены на всестороннее развитие немецкого государства, то не было бы Второй мировой войны. Но Адольф заявил о претензиях на земли и народы, никогда не входившие в интересы Германской империи. Для этого была разработана доктрина природной неравнородности (неполноценности) людей и наций. Германский нацизм провозгласил людоедское право порабощать и обескровливать другие нации, чтобы облагодетельствовать свою. В результате Второй мировой войны человечество потеряло более 50 миллионов жизней.
Советский народ и большинство русских людей сплотились для сохранения любимого Отечества. Они отдавали все что можно Красной Армии (с 1 января 1943 г. она стала Советской Армией) для разгрома поработителей, обладавших современным оружием и мощными оборонительными сооружениями.
Начиная с 90-х годов прошлого века нам, победителям, активно внушается – и наши «либералы» с «демократами» активно этому способствуют – мысль о том, что в войне виноват Советский Союз, что война велась не за сохранение государственности и народов в мировой истории, не за право на национальную жизнь, а за американскую демократию. Дерзко оскорбляют Россию, правопреемницу СССР, и память павших советских воинов прибалтийские страны и Польша. Но виноваты в происходящем мы сами, потому что позволяем все это. Ибо «поругание Победы и Истории никогда бы не было начато на Западе, пока оно не было совершено на Родине Победы».
В последние годы западные историки и идеологи усиленно пытаются доказать главную и решающую роль англо-американских войск в разгроме «коричневой чумы». При этом они не хотят принимать во внимание главного: Советский Союз потерял во Второй мировой войне 8,7 миллиона воинов (в их числе и более 300 тысяч сыновей и дочерей Башкирии), а США и Англия вместе взятые – 0,7 миллиона человек, то есть более чем в 12 раз меньше.
Не допустить возрождения (в современном виде) подобных «лагерей дождевого червя» (военных баз различного назначения) у границ нашего государства – задача не только России, но и всего мирового сообщества.
Борис Малородов, Наиль Шаяхметов
По материалам расследования Н. Черкашина