В 1943 году на южном направлении советско-германского фронта завершилась грандиозная Сталинградская битва, приведшая к коренному перелому в ходе Второй мировой войны.
Сталинградское сражение состояло из двух этапов – оборонительного, продолжавшегося с 17 июля по 18 ноября 1942 года, и наступательного, с 19 ноября 1942-го по 2 февраля 1943 года. Итого – 201 день. С советской стороны в битве участвовало 1 миллион 700 тысяч человек. Потери противоборствующих сторон также впечатляющи. Красная армия потеряла убитыми, попавшими в плен и раненными 798727 человек. Потери противника – более 800 тысяч. Убыль личного состава сторон сопоставима, что говорит об ожесточенности сражения. Каждый хотел добиться победы любой ценой. Воинское стратегическое мастерство, а также мужество и героизм оказались на стороне генералов и солдат Красной армии. Прошедшие приграничные сражения, разгром вермахта под Москвой многому научили советских воинов. Проведенная в ходе битвы Сталинградская стратегическая наступательная операция вошла в учебники мирового военного искусства. Ее до сих пор изучают во многих военных академиях мира как блестящий образец наступательной операции по уничтожению крупной группировки противника. Сталинград в годы войны стал символом героизма и непобедимой стойкости советского солдата.
После поражения под Москвой немецкая сторона не имела конкретных планов захвата Сталинграда. И летом 1942 года, ввиду больших потерь живой силы и техники на Восточном фронте, Гитлер решил наступать только на юге советско-германского фронта – с целью захвата майкопско-грозненского и бакинского нефтеносных регионов. Летнее наступление вермахта с апреля по 30 июня носило кодовое наименование «Блау», а далее с июля по август 1942 года операция называлась «Брауншвейг». Наступление на Кавказ вела группа армий «А» под командованием фельдмаршала Вильгельма Листа, покорителя Польши, Франции, Югославии и Греции.
Операция «Блау» имела весьма далеко идущие военно-политические аспекты. Как полагал фюрер, при успешном завершении операции война против Советского Союза в целом могла окончиться победой уже в 1942 году. После захвата гитлеровцами Кавказа и Баку предполагалось отсечь СССР от основного источника углеводородного сырья и таким образом нанести сокрушительный удар по боеспособности Красной армии, лишив ГСМ ее танковые и механизированные войска, авиацию, транспортные средства. После выхода немецких войск к Каспийскому морю, дельте Волги и захвата Астрахани в войну с СССР должна была вступить нейтральная Турция. Стамбул для этих целей подготовил двухмиллионную армию и имел намерения захватить Азербайджан, советский Кавказ, ряд областей Поволжья, Башкирию, Татарию и так далее. (Катастрофа 6-й полевой армии в Сталинграде отрезвляюще подействовала на турецких политиков и военных, навсегда отбив желание нападать на СССР.) По мнению гитлеровского руководства, победа вермахта на южном участке Восточного фронта в 1942 году могла в значительной степени подтолкнуть японцев к вступлению в войну против Советского Союза на Дальнем Востоке.
План наступления на Сталинград появился в вермахте только в июле 1942 года, и назывался он «Зигфрид». Для его осуществления была создана группа армий «Б» под командованием генерал-полковника Максимилиана фон Вейхса, участника агрессии во Франции и на Балканах. По приказу фюрера Сталинград планировалось захватить к 25 августа 1942 года. План по продолжению наступления на Кавказ получил название «Маус» («Мышь»). Это роковое решение Гитлера – раздвоить, вопреки канонам военного искусства, направление главного удара группы армий «А» на Кавказ и Сталинград – приведет в дальнейшем к крушению Кавказской и Сталинградской группировок немецких войск.
Сталинград обороняли войска 62-й и 64-й общевойсковых армий Сталинградского фронта. Особенно отличались воины 62-й армии под командованием генерал-лейтенанта В. Чуйкова. О героизме защитников волжской твердыни написаны десятки книг, сняты телевизионные и художественные фильмы. Борьба была ожесточенной, потери солдат, сержантов и офицеров с обеих сторон ежедневно исчислялись тысячами. Советских воинов уже прижали к берегу Волги. Большая часть города была захвачена врагом. Но советские солдаты не думали об отступлении. Они ждали скорого контрнаступления.
За невыполнение сроков по захвату Сталинграда начальник генштаба сухопутных войск вермахта генерал-полковник Франц Гальдер 24 сентября 1942 года был снят с занимаемой должности и отправлен в отставку.
Встретив упорное сопротивление советских войск, гитлеровцы могли не штурмовать Сталинград, а обойти его, форсировать Волгу и окружить город. Но советский вождь и немецкий фюрер не желали уступать друг другу. Для Гитлера было делом международного престижа во что бы то ни стало захватить город, названный именем Сталина. Иосиф Виссарионович рассматривал город как важный стратегический центр водного и железнодорожного сообщения, потеря которого могла нарушить снабжение войск и народного хозяйства продуктами переработки углеводородного сырья, производимого в Кавказском и Бакинском регионах.
На ноябрь 1942 года боевой порядок группы армий «Б» с севера на юг вдоль Дона и Волги выглядел следующим образом: 2-я немецкая, 2-я венгерская, 8-я итальянская, 3-я румынская; 6-я полевая и 4-я танковая немецкие; 4-я румынская армии. В центре боевого порядка располагались 6-я полевая и 4-я танковая немецкие армии, а по ближайшим флангам справа – 3-я и слева 4-я румынские армии, которые, по мнению немецкого командования, были наиболее боеспособными среди войск остальных союзников.
Начертание дислокации вышеперечисленных соединений на карте говорило о весьма удачном моменте для нанесения советскими войсками фланговых ударов по войскам союзников Гитлера. Советский план контрнаступления назывался «Уран».
Командующий группы армий «Б» фельдмаршал фон Вейхс с первых чисел ноября начал получать от своей разведки тревожные доклады о надвигающихся грозных событиях. К середине ноября на основании данных разведорганов фон Вейхс уже сделал более-менее определенный вывод о скором начале наступления советских войск в зоне обороны 3-й румынской армии. Однако в Берлине этим предположениям не придали серьезного значения, а всё торопили фон Вейхса и Паулюса срочно захватить Сталинград и блокировать Волгу, перерезав таким образом главную водную артерию страны. Гитлеровское главнокомандование вновь допустило серьезную ошибку. Как и под Москвой в 1941 году, они не сумели получить сведений о наличии у советской стороны крупных стратегических резервов.
Последнее наступление немецких войск с целью полного захвата города, предпринятое в связи с ледоставом на Волге с 11 по 18 ноября, завершилось для 6-й армии очередной неудачей. Утром 19 ноября 1942 года после мощной артиллерийской и авиационной подготовки 5-я танковая, 1-я гвардейская и 21-я общевойсковая армии Юго-Западного фронта под командованием генерал-лейтенанта Н. Ватутина внезапно ударили по боевым позициям 3-й румынской армии. Румынам на помощь подошли немецкие панцерваффе, но уже к 20 ноября фронт был успешно прорван. На следующий день войска 65-й, 24-й и 66-й армий Донского фронта под командованием генерал-лейтенанта К. Рокоссовского нанесли массированный удар по позициям 4-й румынской армии, которая прикрывалась отдельными соединениями 4-й танковой армии вермахта, и также быстро взломали ее оборону.
Передовые советские части 23 ноября соединились у города Калач и замкнули клещи – полностью окружив 6-ю полевую и часть сил 4-й танковой армий в составе двадцати двух дивизий с многочисленными приданными частями и войсками союзников. Общее количество окруженных, по мнению советского командования, достигло 100 000 человек. В действительности их оказалось втрое больше. Такого грандиозного фиаско вермахт еще не терпел!
Проявив стратегическое мастерство, советские войска быстро организовали внутренний и внешний фронты окружения, создав между ними расстояние вначале около 60 км, а затем разрыв увеличили до 200 км. Такое большое расстояние между окруженными войсками и фронтом делало вероятность деблокады практически невозможной даже для танковых и механизированных войск вермахта. Попытка армейского командования убедить Гитлера срочно вывести 6-ю армию из окружения наткнулись на гневный и упрямый отказ, что предрешило гибель окруженных. В течение двух недель последние, бросив тяжелое оружие, имели какие-то реальные шансы вырваться из котла, а затем и эти возможности свелись к минимуму. Гитлер и командующий ВВС рейхсмаршал Герман Геринг неоднократно и публично обещали оказывать всяческую помощь блокированной 6-й армии. Был организован воздушный мост снабжения всем необходимым (боеприпасы, ГСМ, продовольствие), вывоз раненных, больных и обмороженных. Но все принимаемые гитлеровской ставкой меры срывались «сталинскими соколами» и оказались далеко недостаточными.
Из имеющихся в наличии сил по указанию фюрера на базе штаба 11-й полевой армии была срочно образована группа армий «Дон» под командованием фельдмаршала Эриха фон Манштейна, которая в конце ноября без основательной подготовки двинулась на помощь окруженным. Согласно планам гитлеровской ставки, целью группы армий «Дон» был не вывод 6-й армии из окружения, как считают многие историки и авторы, а создание коридора для ее снабжения всем необходимым, эвакуация всех раненных, больных, обмороженных и истощенных; пополнение личным составом, а также оказание помощи в полном захвате Сталинграда до конца зимы и последующего осуществления летнего (в 1943 году) наступления на Астрахань с выходом вермахта на Каспийское море.
Советские войска, предусмотрев вариант деблокады 6-й армии извне, нанесли мощный танковый удар по левому флангу наступающей группы армий «Дон», который прикрывала 8-я итальянская армия. Быстро разгромив союзников Гитлера, советские войска создали реальную угрозу окружения группы армий «Дон», поэтому фон Манштейн, не дойдя 40–60 км до окруженной 6-й армии и опасаясь попасть в котел, вынужден был повернуть вспять, так и не выполнив поставленной боевой задачи.
Продолжение следует...