И доля всем досталась разная: кому огненный рубеж под Сталинградом, а кому гибельное болото в Белоруссии. Но мы были всегда верны святому великому братству – фронтовому товариществу.
Фронтовые товарищи… Каждый, кто был на войне, хорошо знает, что дружба, прошедшая испытания в бою, крепче стали. Она неподвластна времени.
…Вторую неделю мы в обороне. Немцы и мы отгородились друг от друга минными полями, рядами «колючки». В такой обстановке нашему взводу полковой разведки, где я занимал должность командира отделения, была поставлена задача – взять «языка».
Меня и моих товарищей, Хохруллина и Панюшкина, отправили на нейтральную полосу для выбора места нападения и захвата пленного. Нейтральная полоса ночью постоянно освещалась ракетами, немцы устроили здесь немало ловушек.
Преодолев небольшую рощицу, мы приблизились к глубокой, продолговатой яме – какое-никакое, а укрытие. Отсюда хорошо просматривалась местность до немецких позиций. Только мы залегли для наблюдения, как на фоне неба появились три силуэта – немецкие разведчики двигались в нашу сторону. «На ловца и зверь бежит» – мелькнула мысль. Но «зверь» оказался опытным – еще мгновение, и пуля обер-ефрейтора, наверное, настигла бы меня. Но на какую-то долю секунды врага опередил мой товарищ Ю. Хохруллин, а остальных немцев уничтожили мы с Панюшкиным.
Я дал команду к отходу, и тут услышал тихое: «О, муттер…». Стонал обер-ефрейтор – он был ранен в живот и грудь, но все еще жив. Мы потащили пленного к оврагу. Над немецкими позициями взвилась ракета, потом другая, ожили дзоты, осатанело застучали пулеметы… Но мы уже были в укрытии.
«Язык» оказался ценным. Я крепко жал тогда руку своему спасителю Юрию Хохруллину, а он смущенно говорил: «Ну, что ты… Ты же мой товарищ!». И на всю жизнь запомнил я слова командира полка Петра Леонтьевича Рогалева при вручении мне медали «За Отвагу» после того разведывательного поиска: «Неси в сердце любовь к Родине и товарищам – это святое чувство».
Я до сих пор благодарю судьбу за то, что она послала мне товарищей, с которыми можно было разделить и радость, и горе. Тот, кто прошел через войну, хорошо знает, как важно иметь рядом настоящего друга.
Хотелось бы, чтобы каждый из нынешних молодых людей глубоко осознал величие и благородство души фронтовиков, которые в бою стояли за товарищей насмерть.
Расскажу еще об одном фронтовом эпизоде. Стрелковая рота вела упорный бой на окраине населенного пункта, превращенного немцами в опорный пункт. Наша атака захлебнулась. Из каменного здания непрестанно строчил пулемет. Рота несла потери, а продвинуться вперед не удавалось. И тогда сержант Герай Асадов, прижимаясь к земле, подполз незаметно к пулемету и бросил гранату. Пулемет замолчал. Но только бойцы роты поднялись, по ним снова прошелся свинцовый ливень – наверное, фашисты заменили пулемет. И тогда Асадов, видя, как падают его товарищи, своим телом закрыл пулемет. Так Герай Асадов повторил подвиг Александра Матросова, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Это был подвиг ради жизни – жизни товарищей, и в полку об этом знали все.
Стремительно мчится время, и многое из того, что славилось, померкло. Но подвигу народа в Великой Отечественной войне суждено навечно остаться в истории. И я нередко думаю – что же было основой Победы? Конечно, свою огромную роль сыграли героизм народа и его армии, их безмерные жертвы, оружие, которое неимоверными усилиями ковалось в тылу, огромные просторы Родины… Но очень важный фактор Победы – тот нравственный заряд, который был в советских людях. Об этом много можно говорить. Потому мне близки и понятны слова молодой белорусской крестьянки, встреченной нами у деревенского колодца. Мы знали, что до границы с Восточной Пруссией уже недалеко, и спросили у нее: «Что нам сделать с немцами, которые такое натворили на нашей земле? Дай наказ!».
И она ответила: «Что хотите с фашистами делайте, но женщин и детей их не трогайте». Вот такой у нас народ был. И святое товарищество – это то, чего, наверное, больше всего нам сегодня не хватает.
Сегодня страна наша разделена пополам – есть те, которые по-прежнему называют друг друга «товарищ», и те, кто охотно обращаются к другим «господа». С прискорбием признаем и свою вину – позволили себя одурачить, упустили Победу, вернулись в испытанный и отвергнутый отцами и дедами капитализм. Наш земляк, генерал М. Гареев, доктор военных наук, Президент Академии военных наук РФ, так сказал: «Я воевал в четырех войнах с «господами», и потому слово «товарищ» для меня свято».
А иначе и быть не может. Товарищи – это те, кто сопутствует нам в делах, трудах, путешествиях. Это – братское обращение «товарищ», которое вечно любимо. А святое товарищество – основа взаимоотношений и нынешних защитников Отечества.
Федор СОПРАНЦОВ, фронтовик.