В обстановке, полной дружеского участия и внимательного сопереживания, звучали стихи поэта, и вёлся неторопливый разговор о его непростой судьбе. Ученики смогли рассмотреть библиотечные книги – сборники поэтических произведений Есенина, изучить фотографии простого рязанского парня и поразмышлять о том, почему случился роковой надлом в душе молодого Сергея. Ему было всего тридцать лет.
Сергей Есенин родился в октябре 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, в обычной крестьянской семье. Его с детства окружали берёзы, черёмуха, тополя. Он слушал пение птиц на заре и песни косарей, хотел «концы земли измерить, доверясь призрачной звезде, побежать по мятой стежке на приволь зелёных лех». Он «молился на алы зори, причащался у ручья».
Школьники слушали рассказ, затаив дыхание. Библиотечный зал превратился в деревенскую околицу. Сотрудники постарались и разбросали повсюду осенние листья, что придавало встрече задушевность и неподдельную искренность. Современные мальчишки и девчонки осознавали трагизм жизни поэта. Казалось, если бы они могли, то пришли бы на помощь тому, о котором сказал Максим Горький: «Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».
Простая незамысловатая среда, в которой рос маленький Серёжа, стала колыбелью его творчества, тем фактором, который разбудил заложенный в нём поэтический дар. А разбудив, питал творческое воображение и тонкую душу художника слова.
Сергей «сдался» на милость природе, Божьего Замысла и начал творить, «писать» пером картины крестьянского быта, труда и деревенских радостей.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И берёзы стоят,
Как большие свечки.
Ключевые слова «хорошо и тепло» рисуют образ умиротворённого российского крестьянина. Таковым и родился будущий известный поэт с поломанной трагичной судьбой.
Он пришёл в этот мир, чтобы воспеть крестьянскую Русь, непохожую ни на одну другую европейскую страну.
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Ему всё мило, приятно глазу, любо душе! Воспитанный в патриархальном духе, он «в полыханье зорь, в багряном занавесе, в тишине ночи, когда тихо дремлет река, и тёмный бор не шумит, и соловей не поёт.., а луна своим блеском всё вокруг серебрит», видит Божий перст, и душа его спокойна, открыта миру.
Счастлив, кто в радости убогой,
Живя без друга и врага,
Пройдёт просёлочной дорогой,
Молясь на копны и стога.
Поэт Есенин не заметил, когда любовь к родине переплелась с любовью к женщине. Его любили, а он всю жизнь искал ту, единственную.
Вечер чёрные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
В жизни Сергея были разные женщины: скромные, яркие, преданные, страстные… Он любил и оставлял их, а они прощали.
Я сюда приехал не от скуки –
Ты меня, незримая, звала.
И меня твои лебяжьи руки
Обвивали, словно два крыла.
И Есенин снова в отчаянии бросался в омут любви.
Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?
Сергей Есенин – уже признанный поэт при жизни. Он любим и популярен, а ему этого мало. Он мечется по жизни…
Не гляди на меня с упрёком,
Я презренья к тебе не таю,
Но люблю я твой взор с поволокой
И лукавую кротость твою…
Не тебя я люблю, дорогая,
Ты лишь отзвук, лишь только тень.
Мне в лице твоём снится другая,
У которой глаза – голубень.
Ему была предначертана особенная дорога, к сожалению, по которой до конца он пройти не смог.
И не избегнуть бури,
Не миновать утрат,
Чтоб прозвенеть в лазури
Кольцом незримых врат.
И всё-таки, русский поэт Есенин «прозвенел своим творчеством», оставшись верным одной привязанности, в чём сумел признаться: «Моя лирика жива одной большой любовью. Любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве».