В Модельной библиотеке № 4 города Уфа состоялась необычная Литературная гостиная. Программа гостиной была посвящена творчеству нашего современника, французского писателя Мориса Дрюона, жизнь которого корнями уходила в прошлое не только истории Франции и французского народа, но и Уфимского края.
Что для нас Франция? Это – Лувр, Эйфелева башня, Собор Парижской Богоматери, Версальский дворец, французские вина и моды. Франция подарила миру целый сонм классиков: Оноре де Бальзак, Виктор Гюго, Гюстав Флобер, Шарль Перро и многие-многие другие, известные и гениальные писатели. В этом ряду достойнейшее место занимает творчество Мориса Дрюона.
Кто не слышал это имя?! Оказалось, что в России все официальные издания в сложении с пиратскими выпусками серии «Проклятые короли» укладывались в количество 23 миллиона экземпляров. Вот и в Модельной библиотеке № 4 нашлись томики «Проклятых королей». Не такая уж далёкая для нас Франция! В своё время Екатерина Вторая поддерживала дружественные связи с Вольтером, обязательным моментом в образовании дворян России было знание и владение французским языком.
Заведующая библиотекой Гульфия Шарипова правомерно заметила, что у проводимой литературной гостиной есть ещё одна составляющая, которая, на первый взгляд, может показаться несущественной. Родословная писателя неразрывным способом связана с Оренбургом. А мы знаем, что Уфимская и Оренбургская губернии некогда составляли единое целое. Такая вот краеведческая метаморфоза!
Участницы гостиной, постоянные читательницы библиотеки и члены клуба «Серебряный возраст», посмотрели фильм о достопримечательностях Парижа и углубились в историческое путешествие по просторам Оренбургского края и жизненным дорогам предков Мориса Дрюона и Жозефа Кесселя.
Два ярких представителя французской литературы, дядя и племянник, всегда гордились своим российским происхождением. О необычной судьбе семьи Кессель в её метаниях между французским Монпелье, южно-уральским Оренбургом и аргентинским городом Клара читатель может узнать из «российских глав» мемуаров Мориса Дрюона и биографии Жозефа Кесселя.
В январе 2003 года в Москву из Парижа прилетел Морис Дрюон, а чуть позднее, в сентябре этого же года, он посетил Оренбург. Мечта писателя сбылась. Он желал познакомиться с городом Оренбург, имя которого звучало для него как бесконечная поэзия. Он напишет потом: «Если на вертолёте подняться над городом, то глазами Бога можно увидеть это развитие. Я видел три Оренбурга: его окрестности и окраины с высотными домами, среднюю часть – с домами в три-четыре этажа и историческое ядро – там, где некоторые дома уже ушли окнами в землю».
Морис Дрюон родился в Париже в 1918 году. Его семейные корни уходят в Лангедок, Фландрию, Бразилию и Россию. Его отец Лазарь Кессель родился в Оренбурге. Один из самых известных современных французских писателей покинул бренный мир в апреле 2009 года, не дожив несколько дней до 91-летия. В мемуарах он оставил запись: «Я родился в одном мире, исчезну в другом, совсем на него не похожем, а читать меня будут в третьем, тоже изменившемся. Мы исполнители крошечной частицы некоего замысла, осуществление которого возложено на целое человечество, и наш последний труд состоит в том, чтобы поспособствовать первому и самому необходимому из его благ: памяти».
Слова, сказанные им, относятся и к нам: «Путь, которым прошло моё поколение, был на всём протяжении окаймлён то обрывами, то трясинами. Нам не поскупились ни на ужасы, ни на глупости. Для лучших из нас риск был неотделим от чести жить».
Во время Второй мировой войны Морис Дрюон был офицером кавалерии, участвовал в движении Сопротивления. В 1966 году он был избран членом Французской академии. Его заслуги перед Францией отмечены многими наградами, в том числе Большим крестом ордена Почётного легиона.
Да, жизнь писателя можно назвать удивительной. Приезд Мориса Дрюона в Оренбург помог запечатлеть Игорь Храмов, президент Оренбургского благотворительного фонда «Евразия». Участницы встречи увидели на кадрах фильма добродушное лицо живого и непоседливого человека, глаза которого блестели интересом и вниманием ко всему. Он мог родиться здесь, играть с мальчишками на этих улицах, «застроенных красивыми деревянными домами, в которых по-прежнему живут люди, с резными деревянными ставнями, окрашенными в живые цвета…». Морис мог уезжать с семьёй «на время знойного лета на просторную дачу за Уралом, в Азии», мог заниматься в музыкальной школе, основанной прадедом, и выступать «в салоне, где собиралась местная или гостившая в Оренбурге интеллигенция, пронизанная новыми идеями». Он ведь любил петь, называя русский язык «самым чарующим, самым многозвучным, самым выразительным и самым музыкальным языком».