Все новости
ТЕАТР
4 Октября 2023, 13:12

Новогодний утренник или комедийный спектакль по пьесе Мольера?

Все знают Мольера, как настоящего классика драматургии. Его комедии сквозь года не теряют своей актуальности, их ставят многие режиссеры на театральных сценах разных уголков страны, поэтому, когда я узнала, что в Уфу в рамках гастролей приезжает Брянский ТЮЗ со спектаклем «Тартюф», было решено сразу – надо идти.

Хотелось познакомиться с Брянским ТЮЗом и посмеяться после рутинного дня – комедия все-таки. Правда, наше «знакомство» вызвало вопросы с самого начала. Представьте: вы приходите на спектакль Мольера, а в самом начале актеры весело танцуют под музыку в разноцветных кепках и водолазках, вокруг – украшенная елка и гирлянды. Неплохое начало для новогоднего утренника, правда? Наверное, всем бы в детстве хотелось хоть раз прийти на свой утренник не в ДОУ, а в Молодежный театр – зато как престижно! Если без шуток, то суть новогодних декораций осталась загадкой, так как в репликах актеров ни разу не упоминались ни сам праздник, ни время года. Хотя, конечно, можно предположить, что для семьи Оргона помощь короля являлась настоящим новогодним волшебством.

Если декорации еще как-то поддаются пониманию простого зрителя, то костюмы актеров вызывают много вопросов. У Мольера действие происходит во Франции XVII века. Исходя из костюмов, актеры разделились на два лагеря: одни – в роскошных платьях «корзинах» и фраках, полностью олицетворяющие дух того времени, другие – в современных рваных джинсах и кожаной куртке. Особенно меня поразили перевоплощения Эльмиры (из роскошной французской дамы XVII века в женщину в индийском костюме) и Марианы (из нарядного небесного платья в джинсы со свитером). К слову про новогодний утренник, на Клеанте на протяжении всего спектакля поверх камзола была накидка Деда Мороза. Дедушка, ты ли это? Хотя вряд ли Клеант, если учесть, как долго и с каким нетерпением все ждали выход Тартюфа. В какой-то момент так и хотелось закричать: «Дед Мороз, выходи!»

Конечно, если опустить новогодние декорации и костюмы, которые не соответствовали времени, персонажам и порой отвлекали от актерской игры и визуального восприятия спектакля, «Тартюф» удался. По-моему, самый простой способ проверить, хорошим ли был комедийный спектакль – это смех зрителей. Зал смеялся. Громко. Правда, иногда режиссер заигрывался со сценическими приемами. Так, например, Клеант четырежды выплевывал водку, испугавшись резкого стука Тартюфа по столу. Зал заливался смехом, когда это произошло первый раз, но уже после второго прием перестал «играть». Как говорится, шутка, произнесенная дважды, перестает быть шуткой.

По большей части весь спектакль вывез огненный актерский состав. Чего только стоит одна горничная Дорина в эротичном декольте. Вкусно, эмоционально, энергично и комично! Или Клеант, который, словно американский рэпер Eminem, на одном дыхании на протяжении нескольких минут высказывал возмущения в адрес Тартюфа. И Валер, который своей наигранной шепелявостью напоминал ленивца Сида и этим смешил и завоевывал любовь зрителей.

Если в начале спектакля казалось, что передо мной на сцене сейчас будут показывать новогодний утренник, то после просмотра странные декорации и костюмы отошли на второй план. Все, что хотелось – улыбаться, хлопать стоя актерской труппе Брянского ТЮЗа и наивно верить в то, что добро всегда побеждает зло.

Автор:Диана ЗАБИРОВА
Читайте нас: