Все новости
ТЕАТР
29 Августа 2023, 18:30

Уфимский след в жизни композитора Николая Пейко

https://muzobozrenie.ru/nikolaj-pejko Николай Иванович Пейко (1916-1995) - советский и российский композитор, дирижёр, педагог. Лауреат двух Сталинских премий (1947, 1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964).
Николай Иванович Пейко (1916-1995) - советский и российский композитор, дирижёр, педагог. Лауреат двух Сталинских премий (1947, 1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964).https://muzobozrenie.ru/nikolaj-pejko

Значительное место в музыкальной жизни Уфы и Башкирии в целом в годы Великой Отечественной войны занимала творческая деятельность московских композиторов. Они появились в Уфе еще в предвоенное время. А. Эйхенвальд, Н. Чемберджи, Н. Пейко, А. Спадавеккиа были приглашены правительством республики и привлечены к созданию совместно с местными музыкантами национального репертуара для Башкирского театра оперы и балета.

Евгения Романовна Скурко, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, кандидат искусствоведения, музыковед, в истории развития башкирской профессиональной музыкальной культуры выделяет три этапа:

  • Первый –20-е – начало 50-х годов XX века – «предпрофессиональный»;
  • Второй – начало 50-х-середина 70-х годов XX века – «профессиональный»;
  • Третий – от середины 70-х годов XX века – до наших дней – период «новой музыки».

Деятельность Николая Пейко соотносится с первым этапом. К моменту приезда в Уфу Николай Пейко уже состоял в Союзе композиторов СССР. В своем творческом багаже он имел ряд произведений. Среди них: Соната-токката, Рондо, Легенда для фортепиано, Соната для кларнета, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели.

Музыкальный талант Николая раскрылся рано. Родился Николай Иванович Пейко в Москве 25 марта 1916 года. Мальчик вырос в семье, где царил культ музыки, разнообразных художественных интересов. В 10 лет он сочинил свое первое произведение – вальс, а в 12 лет положил на музыку два стихотворения М. Лермонтова – «Волны и люди» и «На буйном пиршестве задумчив он сидел». В 1931 году Н.И. Пейко закончил семилетку и поступил в Фабрично-заводское училище при московской Казанской железной дороге. Несчастный случай сводит его с человеком, который решит его судьбу. Педагог музыкального техникума Г. Литинский благословит его на композиторское отделение этого техникума.

Весной 1937 года после окончания техникума Николай Пейко поступает на третий курс Московской консерватории. В 1940 году Николай принимает участие в обсуждении подготовки проведения Декады башкирского искусства в Москве, которая запланирована на 1941 год.

В 1939 году башкирский композитор Масалим Валеев, основатель и первый председатель Союза композиторов Башкирии, пишет оперу «Сакмар», первый ее вариант. Конечно, ее отличают простые аккорды, естественная интонация, но глубокая лиричность. В опере проявился мелодический талант композитора. Его певучий дар, его светлая, жизнерадостная, ярко национальная музыка явилась своего рода памятником первому башкирскому композитору, заложившему основы башкирской профессиональной музыки. Для своего времени это был большой скачок вперед. Много позже музыковеды отметят, что Масалим Мушарапович Валеев стал одним из первых композиторов, определивших пути развития башкирской вокальной, инструментальной и симфонической музыки. Им создано более 100 песен и романсов на стихи башкирских поэтов, более 60 пьес для различных инструментов, увертюра, две сюиты для симфонического оркестра, струнный квартет.

В 1938 году был торжественно открыт Башкирский театр оперы и балета, что ознаменовало собой начало творческого взлета в национальной музыкальной культуре. На родину вернулись первые выпускники созданной в 1932 году Башкирской студии при Московской Государственной консерватории – первая плеяда будущих башкирских профессиональных артистов и композиторов. Весна 1939 года вошла в историю как первый театральный сезон в Башкирском театре оперы и балета. На афише первого сезона – национальная башкирская опера «Мэрген», лучшие произведения мировой и русской оперной классики: «Евгений Онегин», «Кармен», «Риголетто», «Травиата», «Фауст», «Русалка». Премьера оперы «Сакмар» состоялось 3 февраля 1940 года, которая стала первой ласточкой молодого Башкирского оперного театра. Показать на оперной сцене быт родного народа на фоне прекрасной башкирской природы, раскрыть мысли и чувства простых людей – тружеников, преобразующих жизнь, – таково было скромное и благородное намерение композитора. По своему типу опера напоминала народные музыкально-драматические представления. Музыкальную основу оперы «Хакмар» составляли куплетные песни, по характеру близкие городской песенной лирике.

https://muzobozrenie.ru/nikolaj-pejko Николай Иванович Пейко
Николай Иванович Пейко https://muzobozrenie.ru/nikolaj-pejko

Правительство Башкирии принимает неслыханное для того времени решение – ускорить процесс развития национальной театральной культуры. В документах, отражающих подготовку к Декаде башкирского искусства, значится: «Необходима капитальная переработка всей оперы «Сакмар», так же как и переинструментовка композитором М.М. Валеевым в сотрудничестве с специально приглашенным для этого аккредитованным ведущим композитором». (Центральный Государственный Исторический Архив Республики Башкортостан). Специально приглашенным для этого аккредитованным ведущим композитором оказался Николай Иванович Пейко. К маю 1940 года Пейко закончил клавир, к осени-партитуру оперы. Автора вызывают в Уфу для постановки оперы на сцене Башкирского театра оперы и балета. Художественным руководителем и главным дирижером оперы является Петр Славинский. Определена дата сдачи оперы – 1 июня 1941 года. Николай Пейко приезжает в Уфу в 1941 году и остается здесь до конца 1942 года. Композитор Валеев совместно с композитором Пейко и писателем Мифтаховым работают над вторым вариантом оперы «Сакмар». Для композитора Пейко начинается уфимский период в его творческой деятельности.

Им, в соавторстве с М. Валеевым, была переписана опера «Сакмар» по пьесе башкирского драматурга С. Мифтахова. Впоследствии опера получила название «Айхылу». Это был первый опыт в сфере театральной музыки для Пейко и большим музыкальным событием для Башкирии. На примере этой оперы хорошо видно, как произошло расширение жанровой сферы башкирской национальной симфонической музыки: появляются оркестровые сюиты, увертюры, башкирская песенность приобретает многоголосие. Башкирский музыкальный фольклор превратился в живой творческий материал.

Действие оперы происходит в одной из башкирских деревень в 30-е годы ХХ века. Главный герой, коммунист Юлай, возвращается из Красной Армии. Он влюблен в красавицу Айхылу. Они мечтают о свадьбе, но к Айхылу сватается кулацкий сын Ахмет. Он и его дружки замышляют убить Юлая. Айхылу спасает своего возлюбленного, но сама умирает от пули убийц. Лирико-драматическая опера «Айхылу» М. Валеева и Н. Пейко не сходила с афиши Башкирского Государственного театра оперы и балета в годы Великой Отечественной войны. Зрительный зал театра, несмотря на трудное время, был всегда заполнен. Артисты, сознавая свой нравственный долг, творили с полной отдачей сил, а публика, воспринимая высокие идеи и патриотические настроения, горячо их благодарила.

9 марта 1957 года в газете «Советская Башкирия» выйдет статья Загира Исмагилова, мэтра башкирской профессиональной музыки, где он напишет: «Написанная в 1940 году композитором Валеевым опера «Сакмар», посвященная борьбе за коллективизацию в деревне, была во многом несовершенна по музыкальной драматургии. Более значительна опера «Айхылу» Валеева и Пейко. В интересной по замыслу, зрелой по художественному мастерству музыке оперы, к сожалению, недостаточно эмоциональной открытости. Необходимо, однако, отнестись к пропаганде этого произведения с серьезным вниманием, которого оно, безусловно, заслуживает».

Находясь в Уфе, Николай Пейко живет по адресу: улица Тукаевская, дом 50, квартира 10. Он работает в Башкирской Государственной филармонии и преподает в музыкальном училище (Училище искусств). Уже 23 июня 1941 года здание училища было освобождено под военный госпиталь, а занятия по специальности стали проводиться у педагогов на дому. Николай Иванович вел теоретические предметы, как вспоминает заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств БАССР Михаил Зайдентрегер. Занятия по теоретическому циклу проводились в левом крыле Оперного театра. Каникулы учащихся во время войны были отменены. Летом весь коллектив выезжал на полевые работы в совхоз, который находился в районе станции Шингакуль, в тридцати километрах от поселка Чишмы.

Мужчины занимались заготовкой кормов, скирдовали сено, а женщины – прополкой посевов. Поднимались в пять часов утра и работали в зависимости от погоды, без норм и без времени. Назад до станции Чишмы добирались пешком уже в конце сентября. Учебный год в военный период начинался с первого октября. Много физических сил преподаватели отдавали и в городе на различных земляных работах. Мужчины – работники искусств, включая эвакуированных и прибывших в Уфу, считались бойцами отрядов народного ополчения. По расписанию ежедневно, в утренние часы музыканты проходили строевую подготовку, отрабатывали владение боевым оружием.

В Докладной записке руководства филармонии в Башкирский обком ВКП(б) о работе филармонии с начала Великой Отечественной войны можно прочитать, что к работе по созданию нового оборонного репертуара привлечены не только башкирские композиторы, но также временно прибывшие в Уфу русские и украинские композиторы Степанов, Спадавеккиа, Пейко, Тикоцкий; московские литературные работники – Чернецкая и другие. В репертуар исполнителей и коллективов Башкирской филармонии включены следующие произведения композитора Пейко: «Мы пойдем» и «Оборонные частушки». Для подготовки нового репертуара организована небольшая художественная мастерская при филармонии под руководством художественного руководителя филармонии Белоцерковского в составе: режиссера Чернецкой И.С. (режиссер студии имени Станиславского), композитора Пейко, концертмейстера Саксонского (Одесса), балетмейстера Соболь А.М. (Киев).

Случилось так, что весной 1942 года он был призван на срочную военную службу, так как значился в списке военнообязанных коллектива Башгосфилармонии (Приписное свидетельство НКО 184-40 до особого распоряжения). На учет Николай Пейко был поставлен в Ждановском районе города Уфы. Его направили для учебы в фельдшерскую школу. Школа находилась по адресу: улица Воровского, 22. Уфимская медицинская фельдшерская школа располагалась в здании, которое уже переросло свое назначение.

В служебной записке, составленной 2 июня 1941 года, дирекция школы ставит вопрос о помещении школы. Школьное помещение, переоборудованное в 1939 году из сарайного полубревенчатого здания из расчета на 4 группы учащихся было расширено в 1940 году за счет нижнего каменного этажа, бывшего анатомического кабинета туберкулезного института и могла вмещать в 1940-41 учебном году 6 групп учащихся в 2 смены преподавания. Здание школы стало тесным. Подсобных помещений в виде зала для школьных собраний и культурного отдыха учащихся не имеется. Музейных комнат и библиотечной комнаты нет. Не хватало хозяйственных помещений для размещения учебных книг, наглядных пособий.

В связи с мобилизацией директора Уфимской фельдшерской школы Н.А. Брудеж на фронт с 23 июня 1941 года, его заменяет завуч этой школы, товарищ Н.Д. Воздвиженская. Несмотря на отсутствие подходящих условий для учебы, набор в школу в первые годы Великой Отечественной войны увеличен. Во время учебы в школе он изучает анатомию человека, физику, химию, биологию, инфекционные болезни, хирургию, экономическую географию, военное дело и химическую защиту. После занятий в школе курсанты проходят практику в военном госпитале.

https://muzobozrenie.ru/nikolaj-pejko Николай Пейко, 1970-е годы
Николай Пейко, 1970-е годыhttps://muzobozrenie.ru/nikolaj-pejko

Для Николая служба оказалась важным этапом в жизни. В госпитале, делая перевязки, принимая участие в процедурах, обработке ран, он и другие курсанты почувствовали дыхание войны. Видя страдания, слушая рассказы, он сумел осознать всю глубину трагедии войны и передать ее, равно как и пафос победы, языком музыки. Для художественной самодеятельности военно-фельдшерской школы Пейко сочиняет песни «Крейсер “Красный Крым”» на слова Владимира Лебедева-Кумача и «Не у нас ли, подруженьки» на слова Михаила Исаковского, а также несколько песен на стихи башкирских поэтов.

В характеристике, составленной для представления в Управление по делам искусств при Совете Народных Комиссаров БАССР, отмечено: «Николай Иванович Пейко – молодой талантливый композитор, написавший вместе с М.Ш. Валеевым оперу «Айхылу». Много способствовал развитию Башкирской музыкальной литературы. Сочинил и обработал ряд башкирских мелодий, отлично усвоив национальный колорит». Указом Президиума Верховного Совета Башкирской АССР от 27 декабря 1943 года он награжден в числе работников Башкирского театра оперы и балета Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Башкирской АССР. Полтора года, проведенные в Уфе, стали для начинающего композитора периодом творческого мужания.

Самым удивительным в истории с оперой «Айхылу» является то, что Николай Пейко не посчитал второй вариант оперы окончательным. Находясь уже в Москве, он снова обратился к башкирскому фольклору. В этот раз, не посовещавшись с Масалимом Валеевым, он, взяв на себя смелость, снова редактирует оперу. Видимо, работа над оперой захватила композитора не на шутку. Неуспокоенность композитора подтверждает лишь его желание донести до зрителя все богатство и красоту башкирской национальной музыки.

В 1952 году была завершена третья редакция этой оперы. Новая ее премьера состоялась в 1953 году в Башкирском Государственном театре оперы и балета. Николай Пейко снова приезжает в Уфу. Автором использованы подлинные башкирские мелодии и напевы. Легко и лирично звучит башкирская песня «Соловей» в исполнении Айхылу. Услышим ли мы снова на сцене Башкирского Государственного театра оперы и балета оперу М. Валеева и Н. Пейко «Айхылу»?

Автор:Ирина БАККЕ
Читайте нас: