Ценность культуры и малой родины
Все новости
ТЕАТР
15 Февраля 2021, 19:30

Лес и деревья

Премьерный спектакль «Лес» во МХАТе – качественная эксцентрическая комедия, без художественных открытий, но с находками. Режиссер Виктор Крамер про которого среди прочего известно, что он работал с «Лицедеями», ставил оперы и мюзиклы, обладает недюжинным талантом создавать на сцене массовое действие.

Ткань спектакля плотна, мизансцена к мизансцене, реплика к реплике – гигантский зрительный зал (он, кстати, был практически полон – большая удача для дирекции) накрывает словно цветастым ковром. Звезды – прежде всего, медийные, и не последнего ряда (Андрей Мерзликин, Григорий Саятвинда, Алиса Гребенщикова), что называется, играют в команде и на себя одеяло не перетягивают. Декорация чрезвычайна эффектна – гигантская, прям до неба, неровная гора опилок, которая, вращаясь на круге, предстает то домом, то садом, то берегом пруда. А на самой ее вершине стоит некая машина, типа как деталь пилорамы, которая в финале, ко всеобщему восторгу еще и заработала, выбрасывая в воздух опилки! (И кстати, именно оттуда падает вниз одна из героинь – каскадер, наверное? Высоковато!).
В общем, получилось хорошо сбалансированное, яркое зрелище. Не менее – но и не более того. При этом концепция, хоть и не блещет новизной, имеется и соблюдается четко: какими бы не были плохими, мелкими, глупыми актеры, буржуазное общество еще хуже. (Прав!). И нельзя сказать, что, например, Мерзликин-Несчастливцев как-то недоигрывает. Нет, наоборот, он вводит в реплики своего персонажа неожиданно истерическую ноту, когда посреди благородных реплик Несчастливцев вдруг буквально пищит «Как гнусен мир!» и забивается в ближайший уголок. Безупречен в своем, выбранном режиссером, амплуа и Счастливцев – такой мелкий хам с самомнением, но в душе хороший. Да и другие исполнители адекватны – та же Татьяна Поппе в роли помещицы Гурмыжской, взбалмошной престарелой бабы. А все-таки что-то не то. Дело в том, что режиссер пренебрег глубинами и тонкостями самой пьесы, пожалуй, самой модернистской, самой «чеховской» у Островского.
Смыслы привнесены постановщиком извне – из медийной повестки, из политики, наконец, из своего режиссерского опыта. Поэтому – обычное дело сегодня – герои несут так много отсебятины. Оно бы и не грех, видали и не такое, и даже не самого Островского жалко («Лесу» достается регулярно, вспомним Мейерхольда и пародию на него Ильфа-Петрова). Жалко, что неплохой спектакль, если подключить к нему оригинал, мог быть и глубже, и умнее. А то за отдельными высокими и красивыми деревьями леса все же не видно.
Мой рейтинг 7/10

Читайте нас: