Все новости
ТЕАТР
28 Декабря 2018, 16:39

Прямой эфир с лунной поверхности

Егор ОКУНЕВ Пьеса уфимского драматурга Игоря Яковлева «На Луне» – вещь тяжелая и экспрессивная, о наболевшем. В первый раз The Театр столкнулся с текстом в рамках конкурса драматургии «Ремарка». И вот – постановка, премьера которой состоялась 29 ноября, превратилась из читки в рамках конкурса в полноценный спектакль под кричащим названием «Я ненавижу свое лицо».

У Франца Кафки есть такие слова: «В общем, я думаю, что мы должны читать лишь те книги, что кусают и жалят нас. Если прочитанная нами книга не потрясает нас, как удар по черепу, зачем вообще читать ее?». К театру это тоже относится. Конечно, все мы любим от души повеселиться, но есть вещи, которые обухом бьют по голове, выбивают почву из-под ног и по окончании спектакля вызывают целую бурю эмоций и размышлений. Спектакль «Я ненавижу свое лицо» – вещь из этого ряда, и, приходя в Club «XI» (50 лет Октября, 12), где периодически играет The Театр, нужно понимать, что вас возьмут за шкирку и как следуют встряхнут. И зрители, входящие в зал и выходящие оттуда после спектакля, – словно картинки «до» и «после». По крайней мере, мне бы хотелось так думать – после такого спектакля сложно не измениться внутренне.
«Я ненавижу свое лицо» – какой из подростков не говорил эту фразу самому себе, глядя в зеркало? Да, пьеса именно про этот сложный возраст, но ограничение 18+, и потому, смотреть постановку лучше взрослым, чтобы, так сказать, оценить масштаб трагедии. Перед началом нас предупредили, что будут и нецензурные выражения, и откровенные сцены, но желающих покинуть зал не наблюдалось. Да, и еще – предостерегли, что нужно быть готовыми ко всему, может произойти все что угодно. Но все секреты я намеренно раскрывать не буду, дабы не портить впечатление тем, кто постановку еще не смотрел.
Режиссер Алсу Галина выбрала очень необычную подачу материала – превратила все действие в некое подобие ток-шоу. И вот на сцену уже выбегает ведущий с микрофоном и представляется, и в его имени угадываются аналогии с известным ведущим подобных телепередач. Хотя в чертах представляемого актером образа больше угадываются манеры Дмитрия Нагиева и его скандальной, но уже полузабытой передачи «Окна», чей звон осколков до сих пор доносится откуда-то из прошлого. Если подумать о том, что же такое ток-шоу по своей природе, как не обезличивание проблемы и человека, вынесения всего на потеху публике, – то решение для спектакля крайне удачное, пусть и непривычное для среднестатистического зрителя. Благодаря чему спектакль приобретает некие комические и абсурдные черты, но смеяться над происходящим совсем не хочется. «Я ненавижу свое лицо» – всего лишь название темы телепередачи, не имеющее отношения к тому, кто эту фразу сказал и почему он это сделал.
Главные герои – те самые подростки, представлены в образе маленьких детей. Одеты они словно только вышли из детского сада: белая футболка и шорты ярких цветов на лямках, разговаривают детскими голосами, периодически срываясь на тона взрослого человека. На мой взгляд – тонкая аналогия на переходный возраст, когда детство прошло, а зрелость еще не наступила. И, зажатые в возрастном переходе, не имея в своем арсенале практически ничего для проживания в реальном мире, эти маленькие люди способны на многие необдуманные поступки. Кстати, в пьесе нет ни одного взрослого персонажа: подростки склоны решать свои проблемы самостоятельно, надеясь только на самых себя. И решать порой самым радикальным способом. И даже заключительные слова спектакля (которые я озвучивать не буду, дабы не спойлерить) доказывают общественную глухоту и незрячесть, при всем наличии ушей и глаз.
Главный герой спектакля, а точнее, телепередачи, – Макс, запутавшийся в жизни и в самом себе молодой парень, сталкивающийся с непониманием окружающих и страдающий в довесок от самого прекрасного чувства под названием «любовь». Почему страдающий? Говоря словами Рэя Брэдбери: «Любовь – это когда оба любят взаимно, когда любит один – это болезнь». Вот и здесь светлое чувство приобретает у Макса черты патологии и извращения. А иначе как еще объяснить нежелание видеть даже самые очевидные просчеты своего объекта любви, включая даже желание покалечить себя и доказать свою любовь, хотя девушка подобных «подвигов» даже и не заслуживает. Но и это всего лишь капля в море в причинах лютой ненависти персонажа к самому себе – будущего у него нет, друзья и подруги лишь кажутся таковыми, и по нему «никто не будет плакать», если он неожиданно исчезнет.
Сам Макс вызывает довольно противоречивые чувства – с одной стороны, его дико жалко, с другой – вызывает отвращение. Кто помнит свои подростковые «карусели», тот поймет поведение главного героя и его импульсивность. Желание Макса калечить себя на потеху публике объясняется лишь недостатком к нему внимания, хотя за этим кроется гораздо большее. Ведь «самоубийство – это крик о помощи, который никто не услышал». Казалось бы, такому персонажу было бы намного комфортнее в безвоздушном и безлюдном пространстве – где-нибудь на Луне. Только там, вполне возможно, он обрел бы настоящее счастье. А вы говорите – видеоигры, Интернет. Нет, причины гораздо проще – банальная человеческая жестокость…
The Театр – место, где живут сегодняшним днем и не обделяют вниманием современную драматургию, которую не рискуют ставить многие театры. Он как доктор, который спрашивает, где болит, и намеренно тыкает именно туда, чтобы правильно диагностировать и вылечить болезнь. Это альтернатива, свежий воздух, экспрессивная и живая игра актеров, современная и оригинальная подача. Это не театр будущего, но театр настоящего. Место, куда хочется возвращаться за сильными эмоциями, ощущением ритма сиюминутной жизни, за актуальными темами, которые волнуют общественность.
И пусть он, как отменный деликатес, не всем придется по вкусу, но такое пространство нужно и необходимо взамен замалчивания и попыток отвести глаза от какой-либо щекотливой темы. Тут все в лоб, жестко, не щадя. Порой, именно такая встряска и нужна, чтобы найти ответы на давно мучащие вопросы и широко раскрыть глаза на окружающую действительность.
Читайте нас: