Вкусные истории с глубоким погружением
Все новости
НАЦПРОЕКТЫ
18 Апреля 2019, 12:42

Было ли татаро-монгольское иго?

Тёма Лис Знали ли вы, что в генах человека хранится информация обо всех его потомках? Современная генетика с помощью специальных экспертиз может рассказать о том, откуда родом были ваши далекие предки, течет ли в вас кровь древних сарматов, какие у вас есть предрасположенности. А один из разделов генетики, этногеномика, изучает генофонды целых народов и позволяет развеять завесу тайны над историей.

26 марта в Уфе прошла лекция по этногеномике, на которой ученые-генетики Олег Балановский и Владимир Волков рассказали об этой науке подробнее. По их словам, сейчас очень многие люди интересуются своими корнями, но мало кому удается составить генеалогическое древо достаточно серьезных масштабов. Этногеномика же позволяет отследить происхождение народов и каждого отдельного его представителя на многие тысячи лет назад. Более того, в тесной связке с другими научными дисциплинам, такими как, например, антропология и история, этногеномика может дать гораздо более полную и точную информацию о тех или иных исторических событиях, миграциях и связях между этносами.
Например, благодаря таким междисциплинарным исследованиям, мы можем с уверенностью говорить о том, что во времена татаро-монгольского ига на Руси практически не было смешанных браков с захватчиками, так как экспертиза не показала никаких значимых следов нашествия татаро-монголов в генофонде. Отсюда, по словам Олега Балановского, и растут ноги у многочисленных теорий о том, что никакого ига никогда не было. Ученый напоминает о том, как важно рассматривать всю информацию целиком, не цепляясь только лишь за отдельные данные, полученные исследователями в одной конкретной области. Олег Балановский убежден в том, что иго было исключительно политическим событием, не оказавшим значительного влияния на генетический текст населения Руси и его потомков.
Также ученый рассказал о методах, с помощью которых этногеномика проводит исследования. Он сравнил их с теми методами, которые используют в своей работе лингвисты – и те, и те проводят «срезы» в отдельно взятых регионах, после чего вносят полученную информацию в базу данных. Базы данных мирового масштаба позволяют судить об общих закономерностях, присущих развитию абсолютно всех этносов на планете. Он также уточнил, что, несмотря на «популяцию» как основной объект исследования генетики, они могут делать выводы именно об этносах, так как последние чаще всего представляют собой популяции. Этносы, как правило, довольно однородны и в большой степени они наследуются, несмотря на то, что принадлежность к ним – это вопрос самоидентификации каждого отдельного человека. Однако, как правило, люди заключают браки с теми, кто принадлежит к их культуре, религии и языковой среде. Немалую роль имеет и географический аспект – случаи браков людей с разных концов света есть, но их не так много. По вышеозвученным причинам этногеномику можно считать вполне состоятельной и объективной областью знаний, имеющей большие перспективы и практический смысл.
На лекции также рассказали о том, что сделано генетиками на текущий момент. «Если смотреть на генофонд мира в целом, – рассказал Олег Балановский, – то он хорошо изучен, известны причины его формирования, есть гипотезы-сценарии, почему так было. Также точно известно, какие гипотезы невозможны. Например, гипотеза о большом вкладе в население Скандинавии русскими. Если говорить о народах (или этнических популяциях), то большинство из них детально изучено, известны их место в генофонде региона и история».
Владимир Волков подробнее остановился именно на жителях Башкирии, рассказав о том, какая у башкирского народа интересная история. Территория, обжитая предками современных башкир, являлась фактически границей между Европой и Азией и одним из пунктов, через которые проходила масса миграционный путей. Именно этим вызвано беспрецедентное генетическое разнообразие, присущее башкирам. Интересно и то, что в разных частях региона проживали достаточно сильно отличающиеся друг от друга группы людей. В соответствии с их географически положением эти группы называют северо-западными, северо-восточными, юго-западными и юго-восточными башкирами. Каждая из них в чем-то походила и в чем-то отличалась от остальных. Владимир Волков говорил о том, что подобных этносов на планете не так много, и они представляют особый интерес для исследователя, так как при их изучении требуется учитывать целое множество маленьких «ниточек» из самых разных областей, приведших в итоге генофонд башкир к его нынешнему состоянию.
По завершении лекции желающие задавали свои вопросы. В какой-то момент в лекционном зале даже разгорелась горячая дискуссия о том, от кого же на самом деле произошли башкиры, однако в целом беседа шла достаточно спокойно, вопросы из зала звучали вполне уместно и корректно, а ответы ученых расширяли и дополняли понимание сути и методов этногеномики.
В дополнение к словам гостей ведущий лекции, этнограф Юлдаш Юсупов, сказал: «Чем интересны гены историкам? Популяция – это основной объект исследований у биологов. Мне, как этнографу, интересен именно этнос. Тут мы можем говорить о смежности. Для нас этнос – структура. Историки структурируют этнос, делят его на кланы, исторические группы и потом это анализируют. Поэтому усиленное изучение этногеномики углубляет наше знание истории».
Мы живем в то удивительное время, когда наука способна дать человеку ответы на великое множество самых разных вопросов. И нельзя поспорить с тем, что вопросы «Кто я?», «Откуда я?», которые мы задаем себе с древнейших времен, по-прежнему остаются актуальными и важными для многих из нас. Оттого еще больше потрясает тот факт, что уже сейчас мы можем получить на них достаточно развернутые и точные ответы.
Читайте нас: