Что же касается до обрядов, совершающихся на свадебных, похоронных, именинных и тому подобных церемониях, то они, исключая только разве простонародья, мало заключают в себе особенного. Свадьбы в среднем кругу и особенно в низшем исполнены шумного веселья и весёлых пиров. Скажу несколько слов, как это совершается между здешним мещанством и вообще простонародьем.
Ещё до рукобитья будущей невесте подруги её с приличными песнями заплетают косу, как будто приготовляя её к важной перемене в жизни. После рукобитья девушки постоянно находятся в доме сосватанной; шьют ей приданое; поют свадебные песни; после обеда разъезжают по улицам тоже с песнями. Накануне свадьбы они, украсивши веник лентами, идут с ним к жениху за мылом, духами и иногда вином, а потом, с подобной же церемонией, ведут невесту в баню; там её моют мылом и даже вином и опрыскивают духами. В день свадьбы невесту убирают девицы, серьги вдевает какая-нибудь женщина, счастливо живущая с мужем, что считается хорошим знаком; башмаки же надевает брат её. Отправляясь в церковь, невеста секретно берёт с собою иногда мешочек с хлебом, солью и деньгами, чтобы жизнь в замужестве была в довольстве и изобилии. Проводивши молодых из церкви, подруги разъезжаются по домам и в доме остаются только женатые. После закуски, молодых ведут в спальну. При этом нельзя не заметить, что здесь сохранился ещё в полной силе в низшем сословии и отчасти даже в среднем варварский обычай – поднятия молодых с постели, что сопровождается всегда бесцеремонным осмотром, криком, гамом, битьём посуды, звоном тазов или вёдер и, разумеется, выпивкой; сверх того, замужние женщины, участницы пира, разъезжают или расхаживают иногда с подобным же шумом и звоном по улицам. Но, разумеется, при других обстоятельствах это кончается иногда очень печально, потому что простонародье наше не любит церемониться при этом случае, и молодой приводится, может быть, испытывать в первый раз тяжёлую руку мужа. На другой день молодые в сопровождении дружек, делают всем родным и знакомым визиты и приглашают их к себе на обед; потом делают обеды свахи и прочие участники пира, что продолжается иногда целую неделю.
(Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 10 октября)
О нравственном направлении жителей Уфы, принимая в расчёт массу населения, нельзя сказать дурного. Правда, в низшем классе и особенно в ремесленниках – найдётся немало личностей не совсем нравственных и даже положительно испорченных; правда, встречаются нередкие примеры воровства, буйства, пьянства и грубости; правда также, что отношения членов семьи в этом классе и отчасти даже в среднем, вследствие вероятно тяжёлой обстановки, больших трудов и недостатка в образовании, большею частию не отличаются особенной мягкостию обращения; но всё же, сравнительно с другими городами, более населёнными и преимущественно фабричными, Уфа стоит в нравственном отношении выше. К невыгодной стороне низшего класса относится также нищенство, которое здесь довольно сильно развито; крики и завывания нищих часто раздаются под окнами, паперти церквей в праздничные дни постоянно ими переполнены. Особенно жалко при этом видеть детей, с ранней поры привыкающих к праздности и дурным наклонностям.
В религиозном отношении, судя по большинству, город Уфа не заслуживает порицания. Храмы в воскресные и праздничные дни постоянно посещаются большинством населения, в годовые же праздники переполнены; посты особенно в среднем и низшем классах соблюдаются неуклонно, а в великий пост храмы полны исповедниками. Конечно, всё это только внешняя сторона религии; но всё же – надобно отдать справедливость – большая часть населения, несмотря на некоторые ещё остатки суеверия, примет и предрассудков, живо сохраняет религиозное чувство и привязанность к православию. К сожалению, этого нельзя сказать обо всех. Между некоторою частью здешней молодёжи образованных классов заметна холодность и равнодушие к вере и даже проявляется эта язва нынешнего времени – пресловутый нигилизм – безобразное детище неверия и безнравственности, занесённый сюда отчасти извне, частию же проистекающий от небрежности в религиозном воспитании.
Наружность и язык. В наружности уфимских жителей преобладающий тип белокурый и вообще недурной; женщины же здешние почти во всех классах, в особенности среднем, отличаются миловидностию и потому здесь не редкость встретить хорошенькое личико; но зато красавиц почти нет. Обыкновенный рост жителей – средний.
Язык довольно правилен и чист; не слышно сильных ударений ни на букву а, ни на о; но в речи среднего и низшего классов встречается несколько татарских слов, сделавшихся от употребления чисто русскими словами; напр., базар, калякать, айда и несколько других. Последнее слово употребляется или в смысле слова пойдём, или только как приставка к этому последнему – айда – пойдём.
Одежда. Лица высшего сословия, в костюме, следуют господствующей в столице моде, отступая, впрочем, от строгого вкуса. Достаточный средний класс старается из всех сил им подражать, часто, разумеется, в ущерб своему состоянию. В костюме мещанок и прочих лиц женского пола и бедного класса в будничные дни преобладающая одежда состоит из ситцевого тёмного платья, тёмного же цвета большею частию ватного пальто и простого платка на голове. В праздники они надевают более светлые платья, на плечи шаль, а на голову повязку; некоторые носят сарафан. Но есть между ними (в особенности между горничными) и франтихи, щеголяющие в кринолинах, тирольках и бурнусах, не совсем новейшего фасона. Одежда мужчин этого сословия обыкновенно – сюртук, пальто – широкое, суконное или чуйка, а на голове фуражка. В последнее время появился между молодёжью среднего и частию низшего классов чисто русский костюм – чёрный, суконный, короткий кафтан, надетый на красную бумажную или шёлковую рубашку, подпоясанную поясом; широкие, чёрные, плисовые или бархатные штаны, запущенные в сапоги, на голове – или фуражка, или чёрная пижая пуховая шляпа. Нижегородки одеваются особенным образом. Костюм их состоит из шёлкового, шерстяного или светлого ситцевого сарафана, кофты с большими сборами и платка шёлкового, одноцветного на голове.
Чиновные и вообще служащие магометане одеваются в русское платье; но вне службы часто носят полный татарский костюм, состоящий из кафтана татарского покроя или халата, меховой шапки или белой шляпы с широкими полями; чалму же редко носят. Жёны их щеголяют или в полном татарском платье, или в полутатарском. Последний состоит в том, что сверх татарской рубашки или русского платья на кринолине, они надевают бурнус или шёлковое пальто, на голову – шапку, опушенную мехом и покрытую вуалью, или же просто покрываются шалью. Магометане простого звания одеваются большею частию по-татарски, не отказываясь, впрочем, и от русской одежды.
Образование. Если нормой образованности низших классов принята грамотность, то здесь она, кажется, стоит не слишком высоко. В настоящее время, хотя и заметно более склонности к образованию, чем прежде и многие из родителей заботятся об обучении своих детей грамоте; но всё это, по сравнению с общим числом народонаселения, вероятно, составит не очень значительную цифру. К сожалению, точно определить число грамотных в Уфе, по неимению данных, невозможно. Образование низших классов состоит большею частию только в знании грамоты и письма и разве ещё 4 правил арифметики. Эти знания они приобретают частию дома, частию в низших учебных заведениях; в уездное же училище, хотя некоторые из них и поступают, но только редкие оканчивают курс учения. Даже многие из купечества ограничивают воспитание своих детей весьма небольшими сведениями. Вследствие чего здесь не редкость встретить купеческого сынка, держащего себя джентльменом, но имеющего понятия в науках самые ограниченные. Впрочем, в последнее время между некоторыми молодыми людьми купеческого сословия стало заметно стремление пополнить этот недостаток чтением и самообучением. Доказательством этого может служить то, что на некоторых прилавках, вместе с книгами пустыми, встречаются книги и с серьёзным содержанием; напр., журнал «Самообразование» и другие.
Небогатые чиновники и прочие служащие, не имея возможности, по своим ограниченным средствам, воспитывать своих детей в Гимназии, заканчивают их образование только курсом уездного училища; причём они имеют в виду больше получение свидетельства, дающего на службе некоторые права, чем сознают внутреннюю пользу образования.
Продолжение следует…