Все новости
ВЕРНИСАЖ
4 Мая 2023, 19:30

Музей им. Нестерова. Выставка к Дню Великой Победы и Дню России.

Творчество замечательного башкирского художника старшего поколения Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева было и остаётся духовным стержнем изобразительного искусства республики. В Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова собрано творческое наследие мастера, охватывающее период от работ ученического периода до произведений последнего десятилетия жизни художника — рисунки, акварели, масляная живопись.

Через весь свой жизненный и творческий путь Девлеткильдеев пронёс свет ясной, одарённой души, отданной родному народу, краю. «Он был чистым как хрусталь, интеллигентным, скромным и в то же время бескомпромиссным», — вспоминала о нём заслуженный художник РСФСР, народный художник БАССР Тамара Павловна Нечаева. Не случайно в экспозицию выставки включён «Портрет К.С. Девлеткильдеева» (1982) кисти заслуженного художника Республики Башкортостан Урала Гумеровича Мухаметшина, ибо содержание этого полотна не только тонко воссоздаёт образ этого вдохновенного мастера, благородного человека, но и в метафорической форме воплощает драматизм его судьбы.

Первый художник-башкир, Девлеткильдеев, преодолев запрет мусульманской религии, в начале ХХв. получил профессиональное образование в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Петербурге, которое окончил в 1914 году. В 1916-м поступил в Императорскую академию художеств, но через год по состоянию здоровья был вынужден её оставить и вернуться в Уфу.

1920-1930-е годы — время активной творческой, педагогической, общественной деятельности К.С. Девлеткильдеева. С основанием в 1926 году Уфимского техникума искусств он стал преподавать здесь живопись и рисунок. В этот же период совершил несколько экспедиций, во время которых создал ряд интересных произведений, посвящённых жизни и образам башкирского народа, став, таким образом, первооткрывателем национальной тематики в изобразительном искусстве республики. Классикой нашего искусства стали его «Девочка-башкирка в голубом», «Башкир Ибрагим», «Башкир-охотник» (все — 1928), серия утончённых натюрмортов с цветами. Основой коллекции башкирского народного искусства в музее стали собранные во время экспедиций Девлеткильдеевым и Ю.Ю. Блюменталем произведения.

Касим Салискарович прожил трудную жизнь, он был одинок, всегда отличался скромностью. Тяжёлые годы войны подорвали и до того слабое его здоровье. 23 января 1947 года старейшая башкирская художница Мария Николаевна Елгаштина писала: «Скончался Касим Салиаскарович, вчера мы хоронили его. Ушёл из мира ещё один хороший человек тонкой души и глубоких чувств…» На могиле художника на мусульманском кладбище в Уфе в 2002 году установлен памятник, выполненный башкирским скульптором Гумером Идиатовичем Мухаметшиным.

Настоящий выставочный проект приурочен к Дню Великой Победы и Дню России. Он представляет исполненную Девлеткильдеевым серию портретов участников 113-й башкирской кавалерийской дивизии, которая формировалась в конце 1941 – начале 1942 годов в городе Благовещенске, что недалеко от Уфы. В связи с отсутствием должного вооружения и финансирования она вскоре была расформирована, и её участники вошли в состав различных фронтовых соединений.                                                                                                                   

Замечательно, что достоянием истории стали портреты, запечатлевающие лица и глаза этих бойцов, понимающих своё предназначение. Они предстают спокойно позирующими, но от взгляда художника не ускользает та внимательная сосредоточенность, готовность, которую мы читаем в лицах героев. Блестящее владение рисунком, опыт и мастерство портретиста позволили Девлеткильдееву эти работы, исполненные в короткое время с натуры, претворить в подлинные произведения, обретающие со временем всё большую документальную, художественную ценность.

Главное внимание он направляет на лица бойцов, намечая детали обмундирования, которые придают образам оттенок героического звучания. Разные люди, разные характеры — собранные и волевые, мужественные и романтичные. Потому и рисунок разный — где-то он скульптурно чёткий или с плотной штриховкой, а есть и такой, как в «Портрете командира Г.А. Муратова» — с тончайшей, одухотворённой линией.

Во многих работах художник даёт подробную информацию о воинских званиях героев, в некоторых указывает их место и год рождения. Это всё то, что составляет штрихи их жизни, они дороги для автора и сегодня помогают нам ближе постичь судьбы защитников Отечества.

Презентация этого проекта осуществлена Башкирским государственным художественным музеем им. М.В. Нестерова впервые. Его эмоциональную окраску дополняют произведения скульптуры и живописи из собрания музея героического и жизнеутверждающего характера.  

 

Валентина Сорокина,искусствовед,
заслуженный работник культуры РФ и РБ,
лауреат премии им. П.М. Третьякова

Источник: БГХМ им. М.В. Нестерова

Читайте нас: