В возрасте 13 лет Вячеслав пошёл в ремесленное училище, где учился на токаря. После этого поступил на военный завод, где работал по полученной специальности, а сам мечтал о кино.
В 1945–1950 годах учился во ВГИКе, в мастерской Б. Бибикова и О. Пыжовой. В этот же период он дебютировал в качестве актёра в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия». С 1957 года Тихонов являлся актером киностудии имени Максима Горького.
В 1957 году сыграл тракториста Матвея Морозова в фильме «Дело было в Пенькове», которая принесла широкое признание зрителей, в 1959 году – роль матроса Виктора Райского в фильме «Чрезвычайное происшествие». Эти фильмы дали толчок дальнейшему развитию актерского таланта Тихонова.
В 1960–1970-х годах Тихонов активно снимался в кино, сыграл множество ролей, среди которых его звездные роли: Андрей Болконский в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир», учитель Мельников в фильме Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника», советский разведчик Максим Исаев (Штирлиц) в фильме «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой.
Среди других известных его работ тех лет – роли в картинах: «По улицам комод водили», «Белый Бим Чёрное ухо», «Они сражались за Родину», «Фронт без флангов», «ТАСС уполномочен заявить…». Немало интересных ролей актер сыграл и в российском кинематографе, среди наиболее известных такие фильмы как: «Утомлённые солнцем» Н. Михалкова, «Зал ожидания» Д. Астрахана, «Сочинение ко Дню Победы» С. Урсуляка, «Бесы» братьев Таланкиных по роману Ф.М. Достоевского, «Глазами волка» Н. Вороновского. Последней работой Тихонова в кино стала роль Бога в фильме Э. Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» в 2006 году.
В 1989–2009 годах он также являлся художественным руководителем творческо-производственной студии «Актёр кино».
Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, Тихонов был награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, «За заслуги перед Отечеством» III степени и многими другими государственными и кинематографическими наградами.
Легендарный советский и российский актер Вячеслав Васильевич Тихонов скончался в Москве на 82-м году жизни 4 декабря 2009 года.
Публикуем его избранные высказывания:
«Я не коллекционирую анекдоты о Штирлице – даже эта тема мне неприятна. Скажу сразу: после этой картины мне несколько трудно было жить. Куда бы я ни приходил, все говорили: “Смотрите, Штирлиц пришел”».
«Популярность? Я приспособился ее не замечать, не обращать на нее внимания».
«На одной из встреч со зрителями [я] рассказал о том, что буду сниматься в роли генерала Константинова в сериале «ТАСС уполномочен заявить». «А не помешает ли вам Штирлиц?» – спросил кто-то. «Мне – нет. А вот вам – возможно».
«Мне в Москву нередко пишут по адресу: «„Мосфильм“, Штирлицу».
«Если бы рядом со мной не было столь хитрого и вроде бы добренького врага Мюллера, может быть, не так прозвучала бы роль Штирлица».
«Недавно мне на даче стало плохо с сердцем. Время позднее, врачей рядом нет. Правда, неподалеку военный госпиталь. Туда меня родные и привезли. Доктор в приемном отделении заполняет карту: «Фамилия, имя, отчество?» Я говорю: «Тихонов Вячеслав Васильевич». Он (согласно анкете) спрашивает дальше: «Воинское звание?» «Штандартенфюрер», – отвечаю. «СС» не добавлял – просто штандартенфюрер».
«Вы знаете, меня ведь не приняли в институт с первого раза – сказали, что нет данных, нефотогеничен».
«Помню, когда увидел себя в первом фильме, то подумал: “Какой у меня длинный нос! Совершенно не актерская внешность”.
Честно говоря, даже в зеркало не любил никогда смотреть – ни раньше, ни тем более сейчас. Всегда считал, что надо заглядывать внутрь, вглубь, пытаться понять, как на душе отражается то, что происходит вокруг».
«Наколка [у меня] на руке – это как раз начало войны. Тогда все ходили с наколками – так модно было. Хорошо еще, что мне хватило ума наколоть только свое имя Слава. Все украшали себя именами первых девочек, а у меня тогда девочки не было – ну, и сделал свое. А потом никак не мог эту штуку вытравить. Пришлось двух князей с этаким украшением играть».
«И наколки, и курево – все это следствие безотцовщины. Отцы ушли на фронт, мы, малолетние, остались с матерями одни, тогда и начали покуривать. В ту пору нельзя было не курить, да и вообще много чего тогда делали. Отказаться было нельзя, как нельзя было не сделать наколку: не хочешь – значит, чужак».
«Любовь к братьям нашим меньшим у меня с детства. Без зверей я не представляю свою жизнь. У меня помимо кошек, собак были голуби, рыбки, уж, поросенок, козочка. Когда я поступал в институт, то на следующий день отец собрал всех голубей в бельевую корзину и вынес на улицу, сказав при этом: “Славу приняли в институт, так что разбирайте голубей, кто хочет”».
«Первые слова, которые произнесла моя мама, когда узнала, что я поступил во ВГИК, были: “Боже мой, какой кошмар!”»
«Актером стать не трудно. Трудно им быть».
«Когда в Москве шли пробы на какую-нибудь роль, [руководителю «Мосфильма» Ивану] Пырьеву обязательно демонстрировали материал, и он или утверждал, или не утверждал. Когда ему показывали меня, он говорил: “У Тихонова лицо нерусское, он то ли армянин, то ли азербайджанец. Не надо его снимать”, – и меня не утверждали. Считали, что я нефотогеничен.
В то время, как правило, были востребованы рабочие характеры и пролетарская внешность. А я как-то под эту категорию не подходил. Бывало, приглашали на какую-то роль и фотографировали, потом, как правило, шли на попятную: “Извините, но нам нужно лицо попроще, рабочее”».
«Судьба лучше нас умеет угадать, хорошо или плохо то, что случается».
«Если бы не случилось «Пенькова», не было бы и Штирлица. Я бы, наверное, просто ушел из кино, потому что режиссеры меня “не видели”».
«Бондарчук, увидев мои ручищи, засомневался: “Как же ты с такой лопатой будешь князя играть?”»
«Иногда думаешь: как же я это сыграл? Сейчас я бы так ни за что не сумел. Видимо, молодость и смелость помогали. Теперь я стал и опытным, и мудрым, но ушло что-то важное. Главное. То, что нам дорого в молодости».
«Экран беспощаден к актеру. Если в театре еще можно как-то спрятаться за условность, за форму, то здесь – нет! Вся суть твоя – крупным планом. И зритель сразу видит, что у тебя за душой. Если пусто, если ремесло, то, как ни кривляйся, вылезет она, пустота эта».
«Когда осенью я лежал в больнице с инфарктом, естественно, никого, кроме близких ко мне не пускали. Но Жириновский прорвался. Представляете? Уговаривал меня, расписывал, как хорошо быть депутатом Думы от его партии, дескать, очередные выборы не за горами. Но у меня все-таки был инфаркт, а не сотрясение мозга».
«Мужчина не должен говорить о двух вещах – о любви и болезни».
«Мне очень жалко людей, которые богаты и сверхбогаты. Как они называются? Олигархи, миллиардеры? Я им сочувствую. Ставишь себя на их место и думаешь: “Ну, вот был бы у меня, допустим, миллион долларов, и зачем?”»
«Я богат тем, что много людей смотрели, смотрят и, надеюсь, будут смотреть те небольшие картины, которые я сделал».
Подготовил Виктор КАРЕЛИН
Фото из открытых источников