Российское движение Просвещения этого периода во многом ориентируется на модель французского Просвещения середины XVIII века. Вместе с рождением публичной сферы и появлением «публики» (в кантовском смысле слова) в русской культуре этой эпохи появляется новая культурная модель (новая антропологическая фигура), которую, используя кальку с французского языка XVIII века, можно обозначить как «человек письмен» (
homme de lettres) — или, модернизируя язык, как «публичный интеллектуал». Гражданская культура этого первого в российской истории поколения «публичных интеллектуалов» (поколения «отцов») была разновидностью общеевропейской традиции классического республиканизма с ориентацией на античные, греческие и римские, образцы. Важную роль в ней играл новый для русской культуры стиль мышления, опирающийся на идею земного бессмертия, достигаемого через деяние, слово и мысль в публичном пространстве и на сцене истории. Поколение «отцов» передаст основные элементы этой культурной традиции поколению «детей», к которому принадлежат и те, кто в российской и советской историографии получит имя
декабристов. Поколение же «детей» впервые в российской истории поставит вопрос о воплощении ценностных установок этой традиции в форме политического действия.