Народ слушал, затаив дыхание. Звучал негромкий, отчетливый голос Валерия Петровича, сменялись на экране кадры, иллюстрирующие его рассказ. Это портреты Палласа, в том числе зарисовка художника Гейслера, запечатлевшего его за сбором растений: высокие сапоги, синий сюртучок, в одной руке трава с разлапистыми листьями и пышной кистью цветов, в другой легкая лопатка и гербарная папка под мышкой. Но самыми интересными были фотографии, сделанные Валерием Петровичем в его многочисленных экспедициях в тех местах, где в XVIII веке пролегал маршрут знаменитого естествоиспытателя.
Вот развалины Воскресенского медеплавильного завода, яшмовые глыбы на берегу озера Калкан, место переправы через реку Сим, «горящая» гора Янган-тау, двухсотлетняя лиственница посреди зауральской степи, темнохвойный бор, дубняки, скалистые отроги гор, разнотравье заливных лугов, лес, где прячется по весне медленно тающий снег… Валерий Петрович тщательно прослеживает путь Палласа по Башкирии, приводит названия населенных пунктов, рек, ручьев, горных вершин, цветов и трав в прежнем и современном написании. Таинственный цветок пригрид, упомянутый Палласом, оказывается знакомой нам желтой купальницей, горный звездец – астрой альпийской с тонкими, как иголочки, душистыми лепестками, сирской горошек – астрагалом. Интересно, что названия водных объектов за двести пятьдесят лет почти не изменились. Как был Инзер, так и остался он Инзером, Ургун – Ургуном, река Лемес – Лемезой. Должно же быть такое, что проходит сквозь века и тысячелетия.
Гульнара Иксанова, председатель Уфимского городского отделения имени Флюры Ахмеровой Союза краеведов России, поблагодарила уважаемого лектора и подарила ему последний краеведческий альманах «Судеб связующая нить». Валерий Петрович, в свою очередь, вручил ей написанную им книгу «Тропами первопроходцев. Очерки об исследователях Южного Урала и Башкирии», которая вышла в прошлом году в издательстве «Китап».