Одно башкирское предание повествует, что после сотворения мира разные народы расселились в разных местах, и каждая народность получила свой язык и костюм…
Национальные одежды представителей разных стран – это дань уважения предкам. С помощью костюма старое поколение передает потомкам наследие своего народа, рассказывает свою историю. Если рассматривать национальные костюмы народов России, башкиры в этом ряду не потеряются, поскольку очень большое значение они придают красоте своей одежды.
У башкирского народа национальный костюм – это не только способ покрасоваться на празднике. Каждая вещь наряда воплощает богатую историю Башкирии, отражает жизненный уклад и характер живущих там людей.
С 20 февраля по 4 марта в Галерее народного искусства «Урал» состоится выставка национального костюма «Сокровища родов», посвященная Году башкирского языка в Республике Башкортостан и пятилетию студии башкирского костюма «Селтәр».
В рамках выставки пройдут мастер-классы по изготовлению нагрудников «һаҡал», «Селтәр», ҡашмау, яға и иҙеү, по тамбурной вышивке и шитью башкирских платьев. Начало в 12.00 часов. Открытие выставки состоится в 16.00 часов по адресу; г. Уфа, ул. Ленина, 56.
Студия башкирского костюма «Селтәр» является участником многих республиканских мероприятий. В студии действует проект «Өләсәйҙәр һандығы» и фольклорный ансамбль, ведущие работу по сохранению и возрождению народного творчества и пропаганды башкирского языка. Участники творческого объединения проводят мастер-классы по изготовлению традиционных женских нагрудных украшений, кукол и национальных блюд. Коллектив охотно делится своими знаниями по реконструкции башкирских национальных костюмов.
Руководитель студии – ведущий специалист отдела народного творчества Республиканского центра народного творчества, заслуженный работник культуры Башкортостана Гульгина Баймурзина. Она организатор мастер-классов по изготовлению традиционных башкирских костюмов в Республике Башкортостан и регионах Российской Федерации.
В состав творческого объединения входят: Фатима Хайретдинова (руководитель фольклорного ансамбля), Зулейха Рыскулова (руководитель проекта «Өләсәйҙәр һандығы»).
Что примерно увидят посетители выставки?
Национальный костюм башкир был обычно многослойный: нижняя одежда несколькими слоями покрывалась верхней: два, три и больше толстых халата и, наконец, расшитый елян – разновидность длиннополого пальто из сукна, кожи, войлока, меха, овчины. Чем больше одежды – тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей. И это совсем не зависело от погоды, одевались по сезону. Для шитья нижней одежды использовали самодельный холст из конопли или крапивы, обычно богато вышитый. Обувь была чаще всего кожаная. Елян. Шили это пальто обязательно на подкладе, мужчинам – с прямой спиной, а женщинам – приталенный и довольно сильно расклешенный. Мужской елян для лета кроили из темных хлопчатых тканей, праздничный – из бархата, белого атласа, шелка. Но и будничную верхнюю одежду прихотливо отделывали даже мужчинам: делали нашивки кантом из красного сукна по рукавам, подолу, полам, украшали позументом, вышивкой, аппликацией.
Национальный костюм башкир исключительно наряден, даже будничный. Женщины шили себе елян из шелка, сатина, цветного бархата; нашивки на рукавах, полах и подоле были не только красные, но и синие, и зеленые, еще и чередовались с позументами. Украшали не только вышивками и аппликациями, но и монетками, кораллами. И обязательны были треугольники, нашитые на плечах (яурынса). Женский национальный костюм башкир требовал от швеи большого умения, терпения и усидчивости.
Очень распространенный вид башкирской верхней одежды – казакин. До начала двадцатого века эта мужская и женская верхняя одежда по крою мало отличалась друг от друга: одинаково приталенный национальный костюм башкир с рукавами, глухой застежкой и на пуговицах. По бокам обязательно прорезались карманы. Зато по отделке казакин мужской легко отличить от женского. Мужской в отделке почти прост, не зря же он всегда был форменной одеждой для военных полков. Женский же расшивался так же богато, как елян: с вышивками и аппликациями, с позументами и блестящей бижутерией. Женщины под казакин надевали платья, широкие штаны, короткие безрукавые камзолы, а на праздник – обязательно бархатные или шелковые халаты. Зимой поверх могли надеть тулуп или шубу. Также шились зимние чекмени из сукна. Впрочем, халаты и шубы были обязательным атрибутом праздника, и это тоже не зависело от погоды и времени года. Халаты были предельно нарядными: расшивались сердоликами, кораллами, перламутром, монетами, ювелирными бляхами. Домашнюю праздничную одежду кроили из самодельной ткани, расшитой узорами. Женский национальный костюм башкир показывает, насколько близко той или иной женщине рукоделие.
Обувь у башкирских щеголих была разнообразная: туфли, башмаки, самодельные из кожи калоши. Кожаные сапоги носили все – и мужчины, и женщины, и дети. Женская обувь тоже была с богатой отделкой, не просто строчкой, но и с разноцветными кисточками. Были в обиходе и легкие лапти, которые каждая женщина старалась украсить лучше всех. Трудолюбивый народ – башкиры, национальный костюм у них не просто индивидуален, но часто это просто произведение искусства. Даже чулки у них были не просто войлок, сукно или холст, на них была обшивка с аппликационным узором. Вязаные чулки из шерсти тоже обшивались цветным сукном.
Головной убор башкиров – своего рода паспорт. Глядя на такыи и буреки, можно было достоверно и безо всяких расспросов определить, что за человек их носит: сколько ему лет, замужем ли эта женщина, какому роду эти люди принадлежат. Все расскажет крой и в особенности узоры. Головные уборы обычно были еще ярче остальной одежды украшены камнями, кораллами, монетами. Таким образом, украшают головные уборы многие народности Урала и Сибири, например буряты. И башкиры национальные костюмы готовят тщательно, соблюдая все традиции. Также использовался мех куницы, выдры, бобра и других животных. Женщины надевали бурек на тастар или платок, который тоже был на диво узорчат. Замужние женщины носили кашмау – шапочку с отверстием на макушке, откуда спускалась длинная нарядная лента. Тастар – это чисто белый ситцевый или полотняный платок, который под другую шапку надевали пожилые женщины. Также часто носили большие шали и платки из козьего пуха. Особенности национального костюма башкир – в предельно развитом рукоделии среди женской половины этого народа.
Мужчины в Башкирии одевались не только нарядно, но и удобно. Неширокие штаны, камзол, не стесняющий движений, или кафтан. Рубахи без воротников, с цветным шнурочком на шейном вырезе. Зимой незаменима была овчина – шубы, тулупы. Праздничные рубахи вышиты традиционными узорами, в которые обязательно вкладывался глубокий смысл – память, оберег, что очень часто несут в себе национальные костюмы народов. Башкиры не исключение. Исключительно мужская деталь – кэмэр, традиционный широкий и очень длинный пояс, для изготовления которого шили сукно, шелк, бархат. Пояс украшался позументом, вышивкой, золотыми и серебряными ювелирными изделиями со вставками из жемчуга, сердолика, агата, бирюзы. Пояс надевался на елян или камзол. Длинные края спускались по бокам, демонстрируя богатство отделки.
Как выглядит национальный головной убор? Башкиры ответят, что он с вышивкой. Это главная отличительная деталь. Помимо вышивки, для тюбетеек использовались бисер, кораллы, позумент. Летом, однако, башкиры очень часто надевают и меховые шапки – это зависит целиком и полностью от торжественности момента. Мужчины предпочитали более "суровый" мех: волчий, рысий, лисий, медвежий. Но края парадной меховой шапки все равно окаймлялись из меха дорогого – и соболя, и куницы. Степняки любили носить малахай – кэлэпэрэ. У этих шапок высокая тулья и есть полость, прикрывающая плечи и спину. Вероятно, эта шапка башкирами позаимствована у монголов. Малахаи были подбиты мехом, а верх сделан из сукна или войлока. Более зажиточные башкиры любили надевать фески (фэс), украшенные кисточкой. Как у всех мусульман, служители культа носили и носят чалму.
На ногах башкиры обычно имели обувь легкую: мелкие кожаные калоши и сапожки (ичиги). В торжественных случаях надевали и то, и другое: в гостях или в мечети калоши снимались у порога, а нарядные ичиги оставались на ногах. Также у мужчин под ичигами были либо чулки, либо портянки.
Башкирский костюм в двух словах не описать. Описание может занять столько времени и усилий, сколько потребуется для написания научной диссертации. Однако, глядя на великолепные вышивки и украшения, можно увидеть глубинную гармонию с миром, понимание красоты народных традиций, пришедших из древности. И мужской, и женский национальный костюм башкир красочен и – главное – неповторим.
Приглашаем всех желающих посетить выставку!