Сегодня я впервые шагнула с улицы в дворцовые залы. Во всяком случае, такое ощущение было, когда наконец-то мне удалось увидеть не только малую, но и большую сцену театра оперы и балета. Зайти не со служебного, но с парадного. Внутреннее великолепия всех колоссальных и сияющих люстр на миг ослепило меня. Было странно очутиться здесь в своей потертой толстовке и джинсах, и кроссах...но оделась так для удобства: чувствовала, вечер будет очень объемным и долгим, ведь нас — Галарину и меня — пригласили на закрытый показ-прогон оперы «Дон Жуан» композитора Моцарта.
Я стояла на ковре (очень хотелось снять обувь — до того все навевало ощущение порядка и уюта — и креслица-стулья в холле, и приветливо улыбающиеся сотрудники театра) и постепенно умиротворение захватило меня. Директор театра учтиво провел для нас экскурсию. Сначала посмотрели музей Рудольфа Нуреева — если точно запомнила, 140 экспонатов были пожертвованы театру сестрой артиста. Рудик, как поведал нам директор, занимался как раз в зале, который мы проходили перед тем, как узреть экспонаты, это был балетный класс, а люди в театре узнавали о приходе Нуреева по запаху керосина, который он покупал для матери неподалеку от оперного.
Нам продемонстрировали стенды с фотографиями, а еще один из костюмов балетмейстера, заметив, что штопал свои панталоны он исключительно сам да так, как ни одна женщина не заштопает.
Потом смотрели музей истории театра. На Золотую маску впервые посмотрела вблизи. Кажется, театр получил ее за Кахым Туря.
Меня очень потряс макет к какому-то спектаклю одного сценографа с русским именем (Иванов!) из Германии — такое буйство фантазии, что это не могло не восхитить. Сразу представила это все в сценическом пространстве. Одно только длинное туловище довольно кавайного на вид змея, свешивающегося с потолка — чего стоит!
Поток информации усваивался фрагментами — я все время бродила и всматривалась в экспонаты. Костюм Грозного, который весил 18 кг заставил нас с Галариной немного задержаться у стеллажа — поверить трудно, что в такой тяжелой «форме» кто-то может отыграть весь спектакль да даже просто сдвинуться с места, хоть на шажок!
...и вот отзвенели колокола, и мы проникли в зал. Места достались удачные — посередине в партере. Сидела первый акт с Зилей. По ее редкому смеху чувствовалось, что действо воспринимается на ура.
Я же старательно настраивалась. Мне не доводилось бывать ни в опере, ни на балете... никогда. Никогда до этого момента. Хорошо еще, что сюжет Дон Жуана мне известен. Не будь о нем представления, наверное, воспринимать было бы вдвойне тяжело. Но вот закружилась массовка, замелькали переливчатые фраки и платья... многоцветье завладело мной.
Нас предупреждали, что будет «спектакль-перевертыш» — не стоит воспринимать все слишком всерьез, действия актеров могут противоречить тому, о чем они поют.
Уже начиная с костюмов актеров, я поняла: будет современное видение, современная постановка. А значит возможно все! Ну или почти.
Дон Жуан и его образ у меня никак не желал определяться — он явно напоминал гламурную такую рок-звезду и в то же время невольно и назойливо ассоциировался у меня с одним персонажем (Камина из Гуррен Лаганна) из аниме в стиле «меха».
Особенно меня потряс «намордник на штанах» (впрочем, Галарина, которая хохотала после моего определения, просветила, что этот элемент штанов называется «гульфик»).
Еще меня поразило табло по центру на самом верху сцены. Сперва сбивало с толку — уж слишком часто я поднимала к нему взор, а ведь это не совсем удобно. Позже — приноровилась и уже стала понемногу чувствовать сюжетные повороты и смотрела только мельком. Находка — отличная! Для любого неподготовленного зрителя такой подход будет спасением, ведь иногда человеку действительно важно знать, какая конкретно часть проигрывается теперь и собственно о чем вообще ведут речь герои?
Второе — это декорации. Отдельные части тел, размером не уступающие скульптурам в аллее Артерия (а это очень большие и объемные штуки): торс, гигантский бюст Венеры (чтобы представление о размерах было четче, просто упомяну — Церлина, когда пела свою партию, располагалась ровно промеж грудей, то есть скульптура была почти в средний рост девушки), лицо, отдельно взятое ухо, гигантская нога, на которой возлежал (воздыхал) сам Дон Жуан.
Голоса — хотя логичнее было бы написать о них первым пунктом, ну да, как пошло... — это отдельная удивительная вещь! Меня поразило, насколько все актеры на уровне. Нет, я искренне. Не то чтоб я ожидала жуткого пения, режущего все — от ушей до пяток... Просто на самом деле восхитилась! Оттавио, Церлина, Эльвира, Лопарелло... всех слушать было одно удовольствие! И конечно, хотя я ничего не знаю о опере и мало понимаю какие-то технические вещи, не знаю терминов, но пение было на высоте. Очень долго я не могла ухватиться за что-либо. Мне было трудно воспринимать. И я даже чуть было уже не смирилась с тем, что это искусство — неподъемно для меня, несмотря на любовь к театру вообще. Но в какой-то момент, слушая как раз сольный выход Оттавио, почувствовало, что гармонизируюсь и вливаюсь в эту струю. Становится легче. Я тоже могу наслаждаться.
В общем, это был полезный опыт. Не скажу, что буду теперь желать оперу слушать круглосуточно, но я познакомилась с чем-то новым и уникальным, это здорово, что у нас такое есть. А все же есть искусство, высоту которого либо надо достигнуть (здесь чисто на уровне зрителя, имею в виду), либо четко сказать себе, что да, пока эта не та высота, которую ты можешь уразуметь. В целом, мне понравилось. Актеры блестящие. Задумка с подлетающими в воздух мягкими валентинками — умиляет. А вот концовка несколько смазана... не хватило драматизма.