Эрика ДУСЕЕВА, фото автора
Многие художники писали Уфу, и каждый, конечно же, делал это в своем неповторимом стиле. В столице республики действительно много чудесных и живописных мест, которые так и просятся на картины: исторические здания, уютные парки отдыха, извилистые улочки и зеленые аллеи. Это все лицо города. А какова же его изнанка?
Александра Шевнина уже не в первый раз отправляется в тихие и с виду непримечательные уголки Уфы, чтобы запечатлеть реальность такой, какая она есть –
без прикрас. Ведущая тема талантливой художницы – урбанистические пейзажи, в которых городская обыденность предстает в совершенно новом ракурсе.
Кисть Александры мастерски оживляет железные гаражи, бетонные коробки и сонные многоэтажки, да так, что они нисколько не уступают ярким площадям и памятникам и теперь являются главными героями ее творчества. В этом убедиться может каждый, придя на персональную выставку работ художницы, которая продлится до 23 августа в Малом выставочном зале Союза художников Республики Башкорстостан.
С Александрой мы знакомы лично: поступили на филологический факультет в БашГУ. Узнав о том, что она тоже художница, я сразу же подписалась на ее паблик в социальной сети «ВКонтакте» и внимательно следила за обновлениями. Именно поэтому эта выставка стала для меня особенной: захотелось посмотреть на городские пейзажи не с монитора, а на холсте. Пришла я к самому открытию, но какое-то время была вынуждена угрюмо стоять под дождем, потому что мне никто не открывал. Однако, когда мне наконец удалось попасть внутрь, настроение мое сразу же приподнялось. И не без причины: 28 работ Александры за разные годы, написанные маслом, поразили меня своей правдивостью и живой простотой!
Вся выставка – это взгляд обычного горожанина через «джунгли» столицы –
дышащей бетонной машины, пронизанной электрическими проводами. Художница словно приоткрыла для нас, зрителей, маленькую дверцу и пригласила полюбоваться на городской механизм изнутри, с той стороны, с которой его никто не ожидал увидеть на картинах. Все написано с натуры на открытом воздухе, а не в мастерской. «Порой приходится на место несколько раз возвращаться, долго рисовать, и по три часа бывает, и по 5 – как получится, – делится Александра рабочим процессом. –
Люди, бегущие от городской суеты, спрашивают: «Зачем я это рисую?». Говорю, что задание, иначе не верят».
Глаз художницы находит бетонные стены по-своему живописными. И причиной тому –теплое чувство любви к улицам родного города, воспоминания о детстве. Никакого скрытого замысла здесь нет и быть не может, но в то же время ее работы имеют свою собственную историю и неповторимый эмоциональный фон. Лично мне при первом взгляде на картины сразу вспомнились полотна одного из моих любимых художников Исаака Левитана, а именно «Март» и «Весна. Большая вода». Такое же ясное голубое небо, солнечные, охристые мазки, согревающие в дождливые дни –
я сразу же узнала это настроение. Холодные бетон и кирпич не кажутся враждебными, наоборот, от них веет уютом, умиротворенностью, жизнью. На одной картине стройные ряды гаражей изнемогают от жары, на другой –
бледные высотки теряются в рассветной розовой дымке. С особым трепетом всматриваешься в асфальт, вдыхающий последние лучи, в причудливые тени, ползущие по стенам, и так спокойно на душе становится, переполняет чувство ожидание чего-то особенного.
На выставке можно увидеть город в разное время суток: засыпающий, бодрый, пасмурный, умиротворенный, но каждый раз неизменно прекрасный. «У всех нас один воздух, у всех один закат», – пишет Александра. Это все –
Уфа и в то же время тысячи других с первого взгляда не похожих на нее городов по всей России, потому что сердце у них – общее.