Питер Фаррелли, безусловно, гений ‑ только не в классическом понимании этого слова. Такой, знаете ли, гениальный дурачок, как Форест Гамп или Реймонд Бэббит из «Человека дождя». С одной стороны, он исключительно плохой режиссер. С другой ‑ тончайше чувствует нерв времени. Не просто так его «Зеленая книга» получила «Оскар». И совсем не случайно в числе претендентов на награду Киноакадемии называли новый фильм Питера – «Greatest beer run ever»
Итак, на дворе шестидесятые, разгар вьетнамской войны. В Нью-Йорке живет безработный раздолбай Чики Донахью ‑ бухает в баре, спорит с друзьями, вяло ругается с участниками антивоенных протестов. А потом решает смотаться во Вьетнам, отвезти приятелям, которые тянут лямку, настоящего американского пива ‑ просто показать, что про них не забыли, что дома их помнят и ждут...
Реальность размажет прекраснодушного идиота Чики со всей своей неумолимой жестокостью. Его не убьют и даже не ранят ‑ по меткому замечанию одного из эпизодических героев, «некоторые люди слишком тупые, чтобы дать себя убить». Но, вернувшись домой, свой старенький бар Чики будет обходить стороной ‑ точь-в-точь как герой песни Шевчука.
Наверное, как-то так мог выглядеть «Апокалипсис сегодня», если бы «Сердце тьмы» написал не Джозеф Конрад, а Терри Пратчетт. Здешнее экзистенциальное путешествие не обнажает мрак, который живет глубоко внутри, но заставляет открыть глаза на очевидные, в общем-то, вещи.
Самое прекрасное, что Фаррелли понимает всю свою ограниченность. Он не пытается философствовать или учительствовать, серьезные темы он намечает легкими мазками. Он не дает ответа, но дает почву для размышления ‑ и подбирает под это идеального героя, классического наивного дурачка, в котором можно увидеть не только персонажей Вольтера и Шукшина, но и Гарри и Ллойда из «Тупого и еще тупее». Он смешит, порой ходит на грани, рискуя вызвать раздражение ‑ но когда Чики возвращается домой в огромном грузовом самолете, единственный живой человек среди бесконечных звездно-полосатых гробов, комок подкатывает к горлу.
Ах да, это ‑ реальная история.
Фаррелли ‑ определенно плохой режиссер. Он умелый рассказчик, но перешагнуть грань, которая превращает просто хорошую историю в гениальную, Питер не в состоянии. Однако он идеально чувствует дух времени. И в мире, который балансирует на грани большой войны, история простака, который сумел сунуть голову в пасть молоха и вернуться обратно, придется как нельзя кстати.
Итог: Твердые 8 из 10
И отдельное спасибо за то, что обошлись без «Fortunate son» группы Криденс Клиэрвотер Ривайвал (Creedence Clearwater Revival)
Источник: Дмитрий GODD