Вернулась из Саратова, с XIX поэтического фестиваля «Центр Весны». Впечатлений много, как всегда, после любого поэтического фестиваля, и никак они не соединяются, эти бусины драгоценные, перекатываются по отдельности, никак не нанизать их на нить повествования. Наконец, взяла в руки сборник фестиваля — на обложке невинный пупочек спелого апельсина, работа художника Сергея Рутинова. И первое стихотворение там его же, и так ясно вспомнилась презентация персональной книги стихов Рутинова на дневном мероприятии фестиваля — этого сборника аргентинских объявлений и русских стихотворений. Тем более в фестивальном сборнике эта страничка на двух языках — русском и испанском.
И дальше пошло-покатилось: читаешь фамилии и вспоминаешь лица, читаешь строчки и вспоминаешь голоса. Но не всегда, ибо 144 человека в этом году принял фестиваль и его вечерние читки. И было много юных дебютантов и новых имен. Прекрасный бал поэзии, на котором можно и себя показать и других посмотреть. А мест и дипломов не раздают, только доверие, участие и новых друзей можно получить здесь, если ты, конечно, готов к этому сам. Как одна поэтесса сказала: «Чтой-то меня кто-то будет оценивать, разбирать, мне же больно будет». И тут не оценивают, и не разбирают, а видят и находят тебя те, кому ты глянешься или услышишься. Или сама я нахожу тех, кто глянется и услышится, иногда даже не стихами, а кулуарными разговорами.
Между дневными презентациями книг нашла для беседы Евгения Решетова, но в сборнике есть только те, кто туда захотел попасть, поэтому там намного меньше фамилий, чем в списке фестиваля. А в своем номере хостела нашла Юлию Новосёлову из Екатеринбурга, и потом прочла её стихи. Некоторые люди, прежде шапочно знакомые, перешли со мной на новый уровень общения — художник Борис Глубоков снабдил меня информацией про саратовские галереи и музеи. В одно место, порекомендованное им — «Дом работников искусств» — сходила вместе с поэтессой и художницей Аленой Мысовой из Самары. А сиренево-власая Рина Сирин подвозила несколько раз на машине и как-то по-девчоночьи разболтались и даже пообедали с ней в «Яблоньке», и под дождем промокли, пока бежали без зонтика через дорогу наискосок, на начало читок последнего дня.
Конечно, увиделась с друзьями-поэтами и просто приятелями, порадовалась их новым книгам, что у них вышли — Кузьму Курвуазье, Дмитрия Манаева, Татьяну Симакову поздравляю!
Очень много собственных разных книг привезли на фестиваль отдельные люди и устраивали презентации в баре «Пробка» днем. А издательство «СТиХИ» в лице Арсения Ли и Аллы Поспеловой было представлено и там днем, и вечером на «Территории кофе» морем книг. И можно было, купив, практически сразу «выцепить» автора и получить автограф.
Количество людей, которых я знаю и мне было приятно их видеть, всё время пополнялось за годы фестиваля. Мне было приятно видеть и слышать Сергея Скуратовского и Марину Герасимову, восхитительно внимать Вере Дорошиной, очаровываться стихами Марины Роговой, улыбаться метким строчкам Сергея Трунёва, пересечься мимолетно с чудесной Анной Морковиной, вздрагивать от «смертельной» магии Анастасии Тамирны. Отогреть сердце с Романом Точилиным (особо тепло было послушать его песни). Маленькие мимолетные разговоры с многими-многими людьми, а общее впечатление большой шумящей на ветру рощи (наверное, эльфийских меллорнов).
Но особое место в моем поэтическом сердце принадлежит организаторам фестиваля. Бессменные Михаил Богатов и Татьяна Симакова, и чуть позже присоединившиеся к ним люди. Они племя редчайшее бессребреников. Так долго питают собой негасимый свет искусства — уже 19 лет проводится этот волшебный саратовский «Центр Весны». Не знаю, как и откуда берутся силы у таких сподвижников, но и человеческая благодарность им тоже нужна. И соль, и горечь пота организаторского труда мне знакомы. Поэтому низкий поклон вам, добрые-добрые люди Саратова.
Какое тепло, какое понимание и какая безоценочность чужого творчества царят на фестивале — это просто удивительно. Поэтому хочется приезжать к вам ещё и ещё. И вот дожила уже я до того, что Дима Манаев объявил меня как легенду фестиваля. Думаю, что и сам фестиваль стал сборником легенд. И выступления Умки и Вадима Месяца подтвердили это. Но фестиваль не стал раритетным свитком под стеклом, доступным только избранным. Столько новых имен прибывает и прибывает каждый год, не все они вмещаются в моей голове со своими стихами. Но послесловия к фестивалю в своей френдленте я читаю с огромным удовольствием и немного хочу процитировать.
Валера Грех: «…бульон „Центра Весны“ проварил меня. Участие — это такой невероятный опыт близости и сопереживания. Сопереживания, то есть почти одного на двоих, троих и остальную ораву — одна кастрюля супа на весь полк, гвардию, взвод. А что самое интересное (!) это то… то, что фестиваль делает с людьми! Вас тоже он меняет к лучшему? Во второй день почти все чтения я не слышала и не видела Михаила Александровича [Богатова], и когда он пришёл, меня вдруг осенило, что-то такое включилось, что-то такое родное узналось, и я вдруг поняла… (очень сложно выразимую штуку) … такую как: когда ты живёшь и вдруг понимаешь, где ты живёшь. Вдруг понимаешь, что выключатель, местоположение которого выучено настолько, что его словно не существует (свет сам как бы включается, когда нужно), вдруг находится на стене. Его кто-то установил, и он как-то работает…»
Да, всё так, свет создают и включают люди…
В Саратове же написала несколько стихотворений, и даже одно прочла благодарной аудитории. Выбрала я для исполнения природно-погодную лирику, ибо так себя лучезарно чувствовала. Да и тепло и цветуще выглядел город.
О, эти расписные стены после «триумфальной» арки, сколько поэтов вы видели, это крылечко и дворик, волшебное место вечерних читок — «Территория кофе» теперь и поэзии территория. Отшумели три дня 19-го «Центра весны» и страшно похолодало.
Но я неугомонная душа, закутавшись, использовала и четвертый день — попала на фестиваль «Пятый. Свободный. Саратов». Это энергичная и рачительная Татьяна Богомаз устроила франшизу самарского фестиваля Валентина Воробьёва. Взяла идею в свои руки, и дабы она не пропала, стала проводить в саратовском баре «Поддон» на Театральной площади. И таки народу было много для такого небольшого места. Как только люди не устали от поэзии за предыдущие три дня! И здесь побеседовала с Богомаз о том, что люди словно жмутся друг к другу, что слушают других до конца. Сказала — это оттого, что непонятно, чего ожидать от внешнего мира, и поэтому хочется смотреть на то, что приемлешь и можешь понять, в силу творческого сродства, смотреть на других поэтов. Да, такой теплый круг-оберег. И в описание противоречий внешнего мира прочла огромное свое стихотворение «Дни Гекаты „хэйт дэсэмбер“», я его никогда не читала публично — но тут и публика, и настроение совпали. А еще прочла эстетичные «грузинские» стихи и эмпатичное «Молочный брат и полуночная сестра». Ведь все мы были в этом подвальчике братья и сестры по духу… Подарила свою самодельную книжицу именнице — юной поэтессе Лизе.
Восхитилась тем, как смог не упасть Юра Бабединов, раскачиваясь на табуретке. Очень он артистично читал стихи. Обычно запоминаю только его песни и виртуозную игру на гитаре. Но человек прям совершенствуется на глазах, как артист, поэт и декламатор.
И переполненная эмоциями, я закончила свой фестивальный тур и отправилась на вокзал.
Теперь я разобрала чемодан и глажу рукой книжечки, которые привезла с собой, а в первую очередь открываю фестивальный сборник и ищу строчки запомнившихся мне людей.