Путь до Белого волка, или Подарок для мамы
Все новости
ВЕРНИСАЖ
1 Сентября , 13:25

Линии и превращения

О выставках «МетамАрфозы» и «Творцы мира» художников Владимира Рябцева и Романа Сайфуллина

Художники Роман Сайфуллин и Владимир Рябцев
Художники Роман Сайфуллин и Владимир Рябцев

Акрил, масло и линогравюра. Линии бесконечные, плавные, завихряющиеся, будто гипнотизируют. Переход от зала, где мягко радуют цвет и тепло, — к залам, где монументальные, черно-белые изображения рассказывают истории великих людей, великих умов. Истории о художнике, его технике тоже. В галерее «ART4U», сразу в нескольких залах проходят персональные выставки двух очень разных мастеров — художников Владимира Рябцева и Романа Сайфуллина.

Смотрю на экспозицию весь август, наполняюсь, думаю или перестаю думать совсем — просто показываю посетителям, с интересом ловлю их эмоции, их догадки насчет той или иной работы. Подхожу ближе, отхожу дальше. С удивлением обнаруживаю, что даже опытные художники, посетившие выставки, пытаются разгадать — а как это сделано, а почему. Галеристы гадают над смыслами, ждут историй, а художники — размышляют о технике. Посетители — кто смеется, кто отворачивается от сцен, которые кажутся им запутанными, слишком откровенными, пытаются понять работу «Он и Она» Рябцева («что-то такое климтовское», — замечает один из гостей).

Веду гостей от нескольких залов и лестницы с линогравюрами в единственный зал, где расположились работы маслом и акрилом. Эффект усиливается от случайного прохождения залов в нетипичном, почти обратном порядке — от множества рассказанных историй в портретах, пейзажах и натюрмортах Сайфуллина к нежным-нежным, цветным произведениям из семейной коллекции Рябцева.

На открытии своей выставки «МетамАрфозы» член Союза художников, заведующий Мемориальным домом-музеем А. Э. Тюлькина, художник Владимир Рябцев рассказал, что название выставки как раз отразило его желание показать свои «метамАрфозы». В названии выставки, по концепции художника, в слове «метамАрфозы» — буква А перевернутая.

Художник никак не определяет жанровую принадлежность представленных работ, так как ни к пейзажам, ни к бытовым жанрам, ни к портретам их не отнесешь. Назвать фигурами или композициями тоже нельзя. Посетители склоняются к вариантам — «фэнтези», «волшебная сказка», я для кого-то здесь представлен… реализм.

Художник Владимир Рябцев.
Художник Владимир Рябцев.

Сам художник рассказывает следующее:

— Почему название «МетамАрфозы». Вы, наверное, заметили, что вообще пишется правильно метаморфозы — там (в названии выставки — примеч. ред.) вы встретите букву А, но эта А, по концепции, должна перевернутой быть. Это с латыни, по-моему, «превращение». Из гусеницы в бабочку… Из куколки в бабочку. Здесь же моя цель — уделить внимание линии и цвету. Ну, естественно, общая композиция. Этим самым привести зрителя к определенным чувствам. Технический прием — мастихином: можно писать кисточкой, кто-то веником пишет — есть такие, — но это чуждое нам искусство. Обычный мастихин. Просто была проба пера, и мне понравилось, и я попробовал это применить. Есть работы, написанные на холсте, акрилом. Тоже каждая техника — то ли это будет масло, то ли акварель, хотя акварель относится к графике. Но когда на нее смотришь, там же столько живописного! Она безграничная в приемах, в секретах. Они ведь, секреты, начинают открываться, когда ты начинаешь работать. То, что можно сделать изо льда — вы никогда не сделаете из снега и наоборот. Вот снег, он больше к мрамору, когда на него смотришь. А когда смотришь на лед — это хрусталь. Два разных материала. Вот так же и в изобразительном искусстве.

Когда проходишь экспозицию «МетАморфозы» Рябцева, удивляешься: картины будто двумя разными художниками созданы, а по факту это работы одного мастера.

«Лилия». Художник Владимир Рябцев.
«Чужой город». Художник Владимир Рябцев.
«Лежащая фигура». Художник Владимир Рябцев.
«Из детства». Художник Владимир Рябцев.
«Лилия». Художник Владимир Рябцев.

Картины Рябцева «Лилия» и «Чужой город» особенно привлекают внимание аудитории. В «Лилии» наблюдательные посетители видят резвящихся русалок, а в случае «Чужого города» — читают выражение лица девушки: не то задумчивость, не то печаль. Девушка в «Чужом городе» — ключевая, центральная фигура, она высится над домами в каком-то своем, почти неуловимом, полете. У меня ощущение, что выражение лица — это скорее что-то за мгновение до… за мгновение до стремительного воспарения. Так художник нарисовал Катю, дочь, которая переехала в Прагу.

Картина «Из детства» удивила отсутствием улыбок и беззаботности, точно эпизод сказочного сюжета, поворотного события. Здесь много персонажей — балерина, школьница, феи… Персонажи застыли, будто перед препятствием — смотрят и ожидают чего-то неизбежного. Как объясняет художник, работа была написана по мотивам детских рисунков дочери Кати — Владимир Рябцев постарался в точности передать персонажей, как их рисовала дочь, когда была маленькой.

Мне солнечно от «Лежащей фигуры», и от всей подборки картин в их целостности. Они тоже разные и говорят с нами о разном. Кажется, они проверяют смотрящего на степень его открытости эксперименту художника.

Художник Роман Сайфуллин.
Художник Роман Сайфуллин.

Вторая выставка — «Творцы мира» члена Союза художников Романа Сайфуллина.

Портреты — живые, сильные, содержательные, — будто присматриваются к тебе, а не ты смотришь на них. Останавливаюсь перед «Утренней геометризацией» и «Вечерней геометризацией» и понимаю, что здесь — энергия творчества на максимум, очень отзываются писательской натуре эти чернильница, книжка, два времени суток.

Смотрим с разными гостями на «Храм безмолвия». И хотя это очень и очень далеко, мне почему-то все вспоминается Ван Гог. У гостей другие версии — у кого лабиринт, у кого таинственный лес…

Роман Сайфуллин учился у мастера офорта Камиля Губайдуллина, занимается преимущественно линогравюрой. Вот что он рассказал о своем творческом пути:

— Камиль Губаевич приучал нас к офорту и композиции, но после выпуска я занялся линогравюрой — самая доступная техника из всех, — поделился Роман на открытии выставки. — Линолеум, резец и все, даже ложкой можно печатать. Преподаю в художественной гимназии Давлеткильдеева, там есть станок. 15 лет уже там преподаю. Моя экспозиция называется «Творцы Мира». В серию входят уже 8 портретов, такие как Махатма Ганди, Януш Корчак, Иисус, Мустай. Основную серию в моем творчестве буду продолжать всю жизнь, а начал её в 2012 году. Но иногда натюрморты, иногда пейзажи, иногда композиции многофигурные («Ответь мне, Господи»). Немного о своей социальной деятельности хотел бы сказать. Уже 9 лет я провожу благотворительную акцию «Дарение мира» — это когда появилась «Мать Тереза»… я решил… ну, как решил: нельзя же браться за такую личность просто так. Когда делали иконы, иконописцы постились перед этим, брали на себя обеты. Вот я и решил взять на себя обет: если портрет получится, буду дарить его бесплатно в соц. учреждения — роддома, детдома, больницы. Ну, вроде получился, раз получился, обет этот надо исполнять. И вот уже девять лет я этим периодически занимаюсь. В последние два года появились «Матрена» и «Иисус» — отправляю репродукции на СВО в разных форматах. Для меня главное: если людям тяжело, надо их поддержать. Мною движет только это. Я также провожу культурно-просветительский проект «Творцы мира». На фоне этих портретов собираются школьники, студенты, и я провожу лекцию часа на 1,5-2 о каждой из личностей — об их вкладе в мир. Цель такая: кумиры, мне кажется, должны быть люди достойные этого.

«Храм безмолвия». Художник Роман Сайфуллин.
«Утренняя геометризация» и «Вечерняя геометризация». Художник Роман Сайфуллин.
«Мать Тереза». Художник Роман Сайфуллин.
«Наставник». Художник Роман Сайфуллин.
«Хризантемы». Художник Роман Сайфуллин.
«Храм безмолвия». Художник Роман Сайфуллин.

О создании первого портрета в серии «Миротворцы»:

— Я стараюсь делать с монументальным подходом, более образные портреты, опять же, начиная с «Наставника» не только стилистически, не только выразительно, но и психологически. Начиная с этой работы, я впервые начал задумываться о внутреннем содержании, эмоционально-психологическом в работе.

Людям надо транслировать что-то вдохновляющее и передавать это через свои работы. «Наставник» — первая работа, которая с таким настроем сделана, с таким подходом. Я назвал это «концепцией внутреннего содержания». То есть внешняя форма — что изображено, есть внутреннее содержание — что заложено. Это касается изобразительного искусства и музыки. Через музыку тоже, через голос тоже очень много можно передавать, транслировать человеку, слушателям.

Пока я этот первый портрет делал, решил пост взять и не есть мяса и рыбы. Делал я его (портрет) примерно два года, по утрам в основном, до работы. И потом, когда закончил, обратно уже не смог вернуться — сейчас мяса так и не ем.

О «Хризантемах»:

— Делал два портрета — женский и детский, это жена с дочкой. Подумал: что это, художник ни разу не рисовал жену и дочку, надо нарисовать. Дочке уже было года четыре точно. Вот такой образ пришел, «Хризантемы» назвал. Рядом «Цветок жизни» висит, ну это тоже такой образный цветок. Начинаю делать — приходит понимание, как дальше делать, а в начале одно: маленький эскиз сделал, потом уже он, в процессе работы, раскрывается и раскрывается, уже совершенно другое получается, чем-то, что задумано в начале.

Роман Сайфуллин уверен, что близится Новое Возрождение, что мы еще успеем застать повышенный интерес к искусству, что любители живописи научатся мерить ценность произведений искусства не суммой, названной арт-дилерами, а истинным качеством работ. Пусть и не быстро, но на наш век придется культурная революция, и уже никто не сможет выдавать за искусство сомнительные по смысловой нагрузке работы.

Своими впечатлениями о выставках поделилась журналист, поэтесса и фотограф Галарина Ефремова:

— Владимир для меня — это абрикосовый свет. Знаете, переспелые абрикосы — они изнутри просвечивают. Или золотая антоновка — она изнутри просвечивает — это такой август, август полуденный, такой вкусный. Как все сейчас любят перепощивать Рэя Брэдбери, — даже те, кто его не читал, — потому что он стал автором бессмертного хита про август, и вот он — напоенный солнцем август. Но август может быть и другой, есть и другая сторона, — это звездопады, это много высоких энергий. Вот сегодня гроза, дожди пришли, и это уже другая сторона — это уже Роман Сайфуллин, это энергетические силовые линии. Меня просто поразило разнотемье Романа, то есть, когда тебе тут и Мустай Карим, и лето, и какие-то витязи, и рассветы, и чернильницы, и из них тут же павлинье перо и цветы вытекают, то есть смотришь — и везде, во всем силовые линии. Вспомнилось сразу стихотворение Уитмена — «О теле электрическом я пою». Для меня это все какие-то … ваши линии — это электропровода, по ним проходит ток, они аж гудят иногда, на некоторые картины смотришь — ощущение, что линии там гудят, фосфоресцируют.

Обе выставки продлятся до 7 сентября.

Авторы: Елена ЛУНОВСКАЯФото автора
Читайте нас: