Все новости
ВЕРНИСАЖ
6 Мая , 13:20

Когда «Весна» придет, мы знаем!

В Уфе в Объединении молодежных клубов на ул. Ленина, 72 открылась очередная выставка «Весна» художников творческого объединения «Башкирский мед».

Когда весна придёт, не знаю.

Придут дожди… Сойдут снега…

Но ты мне, улица родная,

И в непогоду дорога.

Кто не знает эти слова популярной песни композитора Бориса Мокроусова на стихи Алексея Фатьянова, написанной для кинофильма «Весна на Заречной улице». Но весна непременно приходит. Яркое солнце, голубое небо, первые листочки на деревьях, пьянящий запах черемухи, сирени, а на газонах уже распустились первые цветы. Хочется мечтать, любить, творить, созидать и общаться!

Вот и придумал Аластер Маквизард (Ванзин А. П.) создать творческий клуб для художников «Зелёная лампа». Для общения художников знакомых и не знакомых, самых разных людей и меня пригласил, а заодно посмотреть очередную художественную, увлекательную выставку «Весна», в которой принял участие и сам, и его давние коллеги Юлия Куклина, Ирина Тюрина, Мария Рябова, Светлана Степанова.

— Александр Петрович, вы известны, как «генератор» идей для творческого Объединения художников «Башкирский мед». И вот новое начинание — творческий клуб «Зеленая лампа». Расскажите про новую, так скажем, опцию вашего уже известного творческого объединения.

— Художник — человек и явно не принтер, который без перерывов может рисовать 24 часа в сутки. Художник устаёт, огорчается, от него уходит муза, он грустит и ему хочется избавиться от одиночества своей мастерской и он, как правило, идёт в гости к другим художникам развеяться, пообщаться, узнать новости искусства. Однако не все художники мечтают разделить с коллегой его плохое настроение, у самих проблем выше крыши и житейских и творческих. У художниц — семья, дети, кастрюльки, сковородки, у художников, помимо кисточек да красок — дачи, гаражи, машины и много других дел. И не у всех мастерские, или кухни, где по «душам поговорить можно». Вот для этого и нужен творческий клуб.

Идея или проект не новый, он давно был запущен и реализовался ещё до пандемии, но известные события на несколько лет затормозили это полезное дело. Не все художники в кругу знакомых художественных сообществ или «творческих тусовок», иногда эти «тусы» их просто не принимают в круг своих предпочтений. Кто-то предпочитает графику, некоторые приверженцы классицизма, реализма и т. д., но им же, художникам, хочется влиться в круги общения. Одному не создать что-то стоящее — произведение искусства, шедевр или просто картину нарисовать. Вариться в творческом общем бульоне и интересно, и полезно, и просто необходимо. Художник должен быть в курсе всего происходящего, в том числе и в мире искусства. Посещать коллег, выставки картин, музеи, ведь не зря для членов Союза художников вход на выставки и музеи бесплатный, это принято для того, чтобы они имели возможность общения в творческой среде.

Вот и мне придумалась подобная идейка, а что если организоваться и сообществом собираться вместе, ездить на этюды, рисовать, дискутировать, а когда холод на дворе лютый — у меня в мастерских, благо мастерские мне Союз художников выделил не маленькие. Конечно проект пробуксовывает и вывести этот локомотив на рельсы пока не получается, как бы ни мечталось, но всё же некоторые элементы получаются, например малым кругом выезжаем на этюды, к нам приезжают в клуб подискутировать, обменяться новостями и мнениями художники из других городов. Вот сегодня две художницы приехали. Эля и Ира, где-то в Оренбурге живут.

— Александр, а почему у вас и картина, сделавшая вас известным художником, называется «Зелёная обезьяна» и клуб «Зелёная лампа». Этот цвет у вас особенный, любимый, и ему предпочтение?

— Совершенно случайное стечение обстоятельств. Зелёная лампа с зелёным абажуром, керосиновая висела под потолком в старом деревянном доме моей бабушки, которая жила в маленькой отдалённой деревеньке. Добираться до хутора нужно было пару дней. И дорог-то не было. Дома, покрытые соломой, в общем, глушь. Зарядит, бывало, осенний дождь или налетит зимою пурга, вокруг села заполнится мраком природа, а ещё вечер подойдет, темно и неуютно. А бабушка Саша чиркнет спичкой и зажжёт керосиновую лампу, да и сразу, вмиг осветятся стены в комнате, святые образа в красном углу, и отступят враз заботы дня, за столом соберутся домашние ужинать, чай пить из самовара с земляничным вареньем. Да так хорошо и благостно становилось, что и все невзгоды и заботы нипочём. Подобную атмосферу, состояние умиротворения захотелось воссоздать мне в сообществе коллег художников под своей зелёной лампой, даже лампу такую отыскал у коллекционеров антика. Кстати, очень редкая, мне за неё такую цену выставили, что если чуть добавить — и самолёт можно было бы купить. Конечно, не по моим доходам такие расходы, а потому пока без лампы собираемся, на визитке только красуется лампа с зелёным абажуром.

— А кстати, как поживает «Зелёная обезьяна» — картина, которая наделала много шума в художественном сообществе. И сколько теперь она стоит?

— Хорошо живётся ей, в охраняемом помещении под двойной сигнализацией, два контура охранных, одна «сигналка» весьма сложная. ЧОП приезжает, если срабатывают датчики. По осени стеклопакет разбили, пришлось беспокоиться, тратиться. Неизвестно, зачем злодеи пытались помещение просканировать на предмет проникновения, нужна им была именно картина или что-то иное. Ясно стало давно, что картина привлекает к себе особое внимание и нуждается в охране. Готовим картину к выставке, заказали капсулу с семислойным бронированным стеклом для демонстрации. По-иному никто не соглашается принимать дорогостоящее полотно в экспозиции. Хотя шестнадцать миллионов (цена картины) считаю сумму недостаточной для картины с интересной историей. Только вряд ли получится выставить эту картину для широкой аудитории. По разным причинам, основная — это критиканство в мой адрес, как будто «я ловлю хайп» на этой ситуации. Просто не хочется опять обидные реплики собирать.

— А что вы думаете, Александр Петрович, по поводу продаж картин через художественные галереи?

Сколько людей столько и мнений, как видим, у Александра своя точка зрения.

— Одно правда, то, что галерея, галерист — то бишь продавец картин — есть посредник, это факт. Он продавец ветра. Иначе продавец настроения. По моему убеждению, картины следует продавать и покупать через аукционы. Там, как правило, и документы о картине и обязанности аукциона в случае неординарных ситуаций. Галеристы же разукрасят красноречием любую попавшую к ним картину, так как и соловей не споёт, и покупатель под впечатлением её и покупает. Может это и не так. Может мне не везло в жизни, и я не встречал ещё добрых и справедливых галерейщиков. А что эти определения ошибочны, так лучше у них самих поспрашивать.

К разговору неожиданно подключаются приехавшие на выставку гости Эля и Ира, они развернули дискуссию среди посетителей на тему художественных галерей и галеристов.

— Галеристы совершенно ненужный механизм для художников, чуждый элемент, атавизм. Как не нужны зайцу ласты, так и не нужен художнику галерист со своей галереей, — уверяет Эля. — У меня они вызывают ассоциацию с пауками, которые расставили свои хитрые сети и ловят в них непосвященных в их промыслы молодых, или нуждающихся художников, а так же наивных непосвящённых покупателей. Художник идёт к галеристу в надежде, что он продаст его картину за приличную сумму. Так как считает, что у последнего обширная аудитория клиентов, сформированная им за многие годы. Как правило, ничего этого нет, никакого списка желающих покупать картины, никаких богатых коллекционеров, или любителей живописи. Галерист — посредник, мечтающий только о собственной прибыли, художника, обратившегося к нему, он заверяет, что картины его малоценны и вряд ли их купят, а как заполучит их у простака, обрядит их в шикарные рамы и расставит как ловушки на простаков покупателей.

— Именно так, — вторила ей подруга Ира. — Ненужный чуждый зуб в шестерёнке продаж.

— Хорошо, Александр Петрович, вернемся к выставке «Весна». Расскажите о составе участников выставки?

— Все они талантливые и занятые люди. У Светы премьера в театре, она художник-сценарист, Маша преподаёт, не отпустили и так далее. Они профессионалы. За плечами институты, с некоторыми учился ещё в художественном училище и знаком давно. Участники привезли на выставку по пять своих работ, сформировав достойную коллекцию. На полотнах весна, весеннее настроение. Все художники разноплановые. Степанова пишет более абстрактные произведения, а Рябова изображает реалистичные картины, в основном башкирские пейзажи. Юлия Куклина может написать самые различные картины, её отличает многообразие стилей способов изображения, а так же техника воспроизведения. А лучше всего, советую вашим читателям, прийти на Ленина, 72, в Объединение молодежных клубов, где и находятся картины, посмотреть экспозицию и составить о ней собственное мнение. Выставку продлили по просьбе зрителей ещё на неделю.

Авторы:Записал Василий АРТЕМЬЕВФото: Василий Коровкин, Александр Ванзин
Читайте нас: