«Цоколь» – это третья выставка студенческого проекта, развернувшаяся в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.
Выставочный проект «Цоколь» возник по инициативе студентов художественного отделения Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова. «Цоколем» студенты называют нежилой этаж общежития института, где располагаются учебные мастерские скульптуры и станковой графики. Это пространство объединило молодых художников, став для них вторым домом, своим особым миром.
Так, в 2019 году в Мемориальном доме-музее С.Т. Аксакова (Уфа) состоялась первая выставка этого проекта, на которой приняли участие 6 экспонентов. Следующая выставка прошла в 2021 году в галерее народного искусства «Урал» Республиканского центра народного творчества Республики Башкортостан, представив работы 11-ти авторов.
Нынешняя экспозиция молодёжной выставки «Цоколь-3» представила более 50-ти произведений живописи, графики, скульптуры и артобъектов 14-ти студентов и выпускников этого института – Марии Андреевой, Ильнура Ахунгариева, Даниса Ахметова, Полины Гуцеловой, Алсу Диваевой, Руслана Магасумова, Розы Миниахметовой, Евгения Теличко, Адель Усмановой, Вадима Хасанова, Алины Чмель, Лианы Шариповой, Дилары Шарипкуловой, Ирины Шотт.
Живописный раздел познакомит зрителя с произведениями двух художников.
Данис Ахметов является автором современных городских пейзажей. В его работах город как живой организм – с немноголюдными улицами и площадями, шоссейными дорогами и остановочными пунктами, стеклянными фасадами административных зданий, суетливыми пешеходами и деловыми прохожими. Но среди этой суеты есть укромные уголки, где можно отдохнуть, побыть в тишине спускающихся сумерек, среди густой и прохладной листвы, на лоне прекрасной природы («Деловой разговор», «Нелётная погода», «Зона комфорта»).
В свои пейзажи художник нередко вкладывает философский смысл происходящего явления. Блеснувшая молния, оставившая яркий след на вершинах скал, своими очертаниями напоминающих древних старцев. Выкорчеванное старое дерево на фоне безжизненного холма с оборванными ветвями, похожими на руки старого человека с деформированными болезнью корявыми пальцами, а рядом – молодая поросль. Подобным противопоставлением художник говорит о том, что всё в этом мире закономерно: уходит старая жизнь, уступая место новой, молодой («Грянул гром», «Большое дерево»).
В картине «Сплошная белая» – шоссейная дорога убегает к горизонту, а вдали, над густым лесом – небольшой проблеск в небе, как символ надежды. Тишина, покой, умиротворение царят в небольшом этюде «На берегу». Прекрасное время года представлено в пейзаже «Весенний бриз»: пробуждение природы, бумажные кораблики, подготовленные для запуска по талым водам, побеленные тонкие стволы молодых деревьев на фоне свежей травы.
Яркие, сочные по живописи этюды и динамичные по сюжету тематические композиции Даниса Ахметова говорят о наблюдательности живописца в стремлении запечатлеть самые прекрасные моменты в природе и в жизни людей («Ночной этюд», «Серпантин», «Не за горами», «Меловые скалы», «Попутный ветер»).
Ностальгические воспоминания художника в работе «Семья» связаны с уютным уголком детской комнаты, неуклюжими игрушками и наивными рисунками.
Разобщённость, характерная для современного человека, наиболее ярко выражена в живописном произведении «Радиообщение». Не случайно композиция полотна строится по горизонтали, намеренно, обрезав верхнюю часть фигур своих персонажей, всё внимание автор акцентирует на главном герое, сидящем слева, погружённым в собственные мысли. Его собеседников не видно – они отстранены и, возможно, также отвлечены своими интересами.
Главным героем произведений Лианы Шариповой, мастера психологического портрета, является современный человек, со своим характером, определённой профессией, личными интересами. Таковы автопортрет и портрет её подруги Лидии Кирилловой. Об их увлечении говорит обстановка комнаты или художественной мастерской, предметы интерьера – картины, стремянка, инструменты изобразительного искусства. Композиция этих портретов строгая и уравновешенная, с использованием классических элементов, колорит – деликатный, спокойный и сдержанный, решённый на цветовом контрасте сближенных тонов серого и белого, голубого и синего, оранжевого и бежевого. Резкость линий, определяющая твёрдый и сильный характер одного из её персонажей, по-модельяновски подпиревшей руку под подбородком, смягчена лирическим зимним пейзажем на фоне.
Удивительную пластику скульптурных форм представили в своих работах несколько авторов. Яркий, темпераментный, наполненный экспрессией, популярный в Испании танец фламенко в исполнении одной из героинь Дилары Шарипкуловой отмечен грацией, красотой и величием. Материал, из которого выполнена скульптура, великолепно имитирует бронзу.
Анималистический жанр представлен в скульптурном творчестве Алины Чмель. Забавны её характерные птицы, дивные земноводные и пресмыкающиеся. Выполненные в шамоте и покрытые глазурью, они фактурно передают текстуру перьев и блеск чешуи.
Прекрасен в авторской интерпретации Вадима Хасанова белоснежный ангел, играющий на арфе. Академически решены в пластике «Автопортрет» и «Мечтающая» Ирины Шотт. Скульптурная композиция «Подъём» Адель Усмановой – вполне реалистический портрет современницы, в котором показано психологическое состояние героини во время утреннего пробуждения. Чувство тревоги и страха, психологическое состояние персонажа в замкнутом пространстве мастерски передано в деревянной композиции «Фобия» Ильнара Ахунгареева.
В графических работах, как и в скульптуре, демонстрируются импровизированные поиски их авторов. Так, альтернативная часть личности философски прослеживается в групповой скульптуре «Альтер эго» Дилары Шарипкуловой. В офортных листах из серии «В пути» Марии Андреевой в строгой архитектонике чёрно-белой печати показана размеренная жизнь города и его горожан.
Разнообразие тем, композиционная эклектика, лаконизм линий и форм, философская интерпретация сюжета, психологическая заострённость образов – всё это отличительные особенности графических произведений Алсу Диваевой. В этом можно убедиться, познакомившись на выставке с её офортными листами «Отражение», «Незнакомец», а также линогравюрами «Весна» и «Вечер».
Интересна и многообразна скульптурная и графическая тематика произведений, основанная на античной мифологии Древней Греции, башкирского эпоса, уральского фольклора и Евангельских притчах. Так, ярким, декоративным языком линогравюры и монотипии Роза Миниахметова решает красочный сюжет с героями легендарного башкирского эпоса «Урал батыр»: антропоморфное существо, владыка неба и властелин птиц – Самрау и его дочери – Хумай и Айхылу.
Свои интерпретации на мифологическую тему интересно представили в артобъекте «Возвращение» Евгений Теличко и в шамоте «Минотавр» Вадим Хасанов – у которого «…монстр, вопреки канонам Древнегреческого мифа, переиграл Тесея, завладев нитью Ариадны, что и должно привести античного героя в его западню». Это, по мнению автора, было отражением его апокалиптического настроения касательно будущего человечества.
По мотивам сказочного сюжета Павла Бажова, задорный и искромётный образ «Огневушки-поскакушки» – лесной чародейки, танцующей в костре рыжеволосой девчонки, олицетворяющей удачу, ярко и виртуозно показала Полина Гуцелова.
Благодаря тонкой, чёткой и насыщенной линии, которую даёт линер в графических листах «Обитель», «Раскол» и «Забвение», в монохромном стиле Руслан Магасумов проиллюстрировал свой мир, наполненный богатой фантазией, гармонией и красотой.
«…Да, это студенческая выставка, – сказал один из её участников, Евгений Теличко, – У неё нет сложной концепции, и о ней не написать замысловатой экспликации, но в ней есть наше подпольное товарищество, громкое и застенчивое, зубастое и улыбчивое, воинственное и ласковое. В ней есть волшебная повседневность и злободневный миф, молодость и её тревоги, стремление к миру и противление всему, что ему мешает сбыться. Короче говоря, в ней есть мы и не более. Так, что если так случилось, что вы, читающий этот текст, смотрящий, дышащий и думающий, всё ещё не захаживали к нам, то милости просим. Нам нужен только ваш взгляд. Это немного, но, возможно, его хватит, чтобы и это продолжение однажды продолжилось».
Выставка продлится по 7 апреля.